Ефим Резван: в Санкт – Петербурге создаётся виртуальный музей «Наследие»

Буфер обмена-1Концепция комплексного международного научного, музейного, медийного и учебно-методического проекта.
Информационные войны велись человечеством по крайней мере со времен Древнего Египта. Одно из первых задокументированных проявлений информационной войны было зафиксировано во время Крымской войны (1853—1856), когда сразу после Синопского сражения английские газеты в своих отчётах писали о том, что русские достреливали плававших в море раненых турок. В рамках информационного общества информационная война становится одним из наиболее эффективных средств воздействия на противника.
Сегодня мы все наблюдаем острейшее информационное противоборство, связанное с событиями в Крыму и на Украине. Предпринимаются активные попытки использовать в антироссийских целях крымско-татарский вопрос. Вместе с тем, Крым издавна был местом встречи и взаимообогащения культур, а российские музеи, библиотеки, архивы бережно хранят уникальный комплекс материалов, связанных с историей и культурой крымских татар. Так, в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамере) РАН и Российском этнографическом музее хранятся как предметные, так и фотоиллюстративные коллекции, связанные с традиционной культурой крымско-татарского народа. В результате многолетней работы в Крыму археологических экспедиций, организованных Государственным Эрмитажем, здесь собран богатейший историко-культурный материал. Важно подчеркнуть, что на протяжении последних десятилетий Эрмитаж не получает в свое распоряжение предметы, обнаруженные во время раскопок — все археологические находки остаются на территории Крыма в местных музеях и научных учреждениях. Центральный Государственный исторический архив содержит уникальные материалы, связанные, в частности, с вхождением Крыма в состав России. Важную роль здесь играют документы, связанные с манифестом от 17 марта 1775 г. «О высочайше дарованных разным сословиям милостях по случаю заключения мира с Портою Оттоманскою» и особенно с грамотой о веротерпимости от 1785 г., имеющих самое прямое отношение к включению Крыма в состав России. Рукописные собрания Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина включают коллекцию крымско-татарских рукописных Коранов. Государственный Русский музей хранит в своих фондах множество живописных работ, принадлежащих кисти выдающихся русских художников и запечатлевших жизнь «ориентального Крыма». В библиотеке Института восточных рукописей РАН хранится коллекция обязательных экземпляров книг, изданных в Российской империи на восточных языках. Вместе с аналогичными фондами РНБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина они предоставляют исследователю уникальную возможность по воссозданию «крымско-татарского книжного мира». Этот список можно легко продолжить.
Комплексный научный, медийный, музейный и учебно-методический проект «Наследие (материалы по истории крымских татар в музеях, архивах и библиотеках России» имеет целью создание не имеющей аналогов интегрированной медийной среды, позволяющей в равной степени успешно
— содействовать сохранению крымско-татараского культурно наследия, — организовать преподавание соответствующих исторических дисциплин как в очном, так и в заочно-дистанционном формате,
— противостоять информационным атакам в связи с событиями в Крыму и на Украине,
— пропагандировать российскую цивилизационную альтернативу, в основе которой лежит максима «Жить вместе, оставаясь разными».
Проект включает в себя:
— одноименную программу научных исследований, имеющую целью сбор и оперативный анализ информации по крымско-татарскому наследию в музеях, библиотеках и архивах России;
— научно-издательский проект (богато иллюстрированная монография «Наследие (материалы по истории крымских татар в музеях, архивах и библиотеках России», 60 а.л.);
— учебно-методический комплект, созданный на основе собранных материалов, будет содержать подробно разработанную программу университетского спецкурса (темы лекций, список рекомендуемой к изучению основной и дополнительной литературы, вопросы контроля усвоения знаний обучаемых, тестовые задания, примерный перечень тем творческих заданий). Планируется подготовка программы дистанционного обучения, основу которой, согласно последним разработкам в этой области, составит серия мини лекции (20 минут каждая). Темами таких лекций станут параграфы учебного пособия. Такая форма даст, в частности, возможность постоянно через сайт проекта «апгрейдить» курс посредством дополнительных лекций, информировать студентов о новинках научной литературы и последних научных достижениях. Предполагается создание электронных изданий учебника как на платформе Android, так и для устройств на базе Apple. Появление учебника на основе мобильных платформ не только позволит студентам легко и быстро скачивать учебник на свои планшеты, но и обеспечит насыщение текста цветными иллюстрациями, в том числе и в видео формате.
— виртуальный музей (собрание цифровых копий произведений искусства, рукописей, книг, фото-кино материалов, имеющих прямое отношение к истории и культуре крымско-татарского народа)
Основными участники проекта станут как упомянутые выше музейные, научные, архивные учреждения, так и профильные учреждения, расположенные в Крыму. Важное значение имеет привлечение к работе над проектом коллег из научных и музейных учреждений Турции.
ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ « НАСЛЕДИЕ»
Сегодня любой выставочный проект автоматически попадает в чрезвычайно конкурентную среду. Посетитель музея, особенно молодой, избалован громадными возможностями, которые несут с собой новые информационные и медийные технологии. «Музей — это театр»,— ответил Лейбниц на вопрос Петра Великого. Современный выставочный проект объединяет множество элементов воздействия на зрителя: музыку, кино (со всей его синтетичностью), новые информационные технологии, эффект соучастия зрителя в работе исследователя и т.п. Выставочный проект сегодня приобретает новое качество, становится особым видом искусства. Возрастает роль личностного, творческого начала. Куратор становится режиссером.
В рамках проекта в исторической объемно-планировочной композиции Бахчисарайского дворца планируется создание виртуального музея. Главная особенность проекта – его интерактивность, возможность общения «виртуальных посетителей» между собой.
«Виртуальный посетитель» музея сможет идентифицировать себя с одним из образов, стоящих в «виртуальной очереди» у входа в музей, сможет оформить в «кассе» псевдоним – ник (= «виртуальный билет» в Музей). С помощью стандартных средств навигации посетитель сможет перемещаться по музею, наблюдая перемещение других посетителей, сможет подходить к «витринам», «картинам» и «мониторам», смотреть видео в кинозале. Предполагается, например, что «виртуальные зрители», встретившиеся у «витрины» или «расположившиеся» в кинозале, смогут познакомиться и общаться между собой, обменявшись ICQ.
Музей включает в себя «виртуальные залы», связанные с коллекциями крупнейших российских музеев и библиотек. «Виртуальная библиотека» позволяет посетителю скачать «с полки» не только уникальные крымско-татарские издания, но и работы по культурологии, исламоведению, видеофильмы и музыкальные произведения.
Частью проекта является «виртуальный ресторан» — место виртуального общения и возможности познакомиться с рецептами приготовления традиционных крымско-татарских блюд.
В рамках проекта предполагается стажировка ученых из Крыма в научных и музейных учреждениях Санкт-Петербурга, обучение в Санкт-Петербурге студентов из Крыма. В своей совокупности указанный проект способен на долгие годы стать центром культурной жизни крымско-татарских общин как в России, так и за ее пределами, сформировать пофестку медийного дискурса, воспитать новое поколение крымско-татарской интеллигенции.

Введите данные:

Forgot your details?