Контракт на атомные ледоколы ценой 86 млрд руб. может уплыть в Финляндию, оставив без работы россиян

Буфер обмена-9Корпорация “Росатом” может поручить строительство двух атомных ледоколов мощностью 60 МВт (ЛК-60) и стоимостью более 86 млрд руб. своим “дочкам” и иностранным верфям. Одним из главных претендентов считается финская Arctech Helsinki Shipyard.
Ранее единственным претендентом на строительство ледоколов считался Балтийский завод (Санкт-Петербург), который строит головной ЛК-60. Заказ на него верфь получила летом 2012г., будучи единственным участником конкурса. Стоимость контракта составила тогда 36,9 млрд руб.
Заказ на два серийных атомных ледокола теперь может получить не Балтзавод, а одно из НИИ или КБ “Росатома”. Например ОКБМ “Африкантов” (разрабатывает и производит реакторы РИТМ-200 для ЛК-60). Получив контракт, КБ может распределить строительство среди субподрядчиков.
В Объединенной судостроительной корпорации, в которую входит Балтийский завод, идею о передаче ледокольных контрактов на сторону встретили скептически.
“Идея передачи заказа посреднику, у которого нет судостроительных компетенций, вызывает вопросы. По нашим данным, на сегодня в России лишь две верфи способны строить суда и корабли с ядерными реакторами – Балтзавод и “Севмаш”, распределение заказа может создать сложности с реализацией, увеличить сроки строительства и цену”, – сообщили в ОСК.
По мнению экспертов, потеря столь крупного контракта может подорвать финансовую стабильность Балтзавода. “Контракт на два ЛК-60 учтен в бизнес-плане, без него при текущей маржинальности верфь не выживет”.
Ожидается, что ЛК-60 станет самым большим и мощным ледоколом в мире. Судно длиной 173,3 м и шириной 34 м сможет двигаться как на мелководье в устьях полярных рек, так и на глубинах акватории Северного Ледовитого океана. Ледокол будет работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и в районе Обской губы.
Напомним, что все российские суда с ядерной энергетической установкой и суда атомного технологического обслуживания принадлежат ФГУП “Атомфлот”, вошедшему в 2008г. в состав Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”.
В настоящее время в состав действующего флота входят четыре атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л.с. – “Россия” (1985г. постройки), “Советский Союз” (1989г. постройки), “Ямал” (1992г. постройки), “50 лет Победы” (2007г. постройки), ледоколы “Таймыр” (1988г. постройки) и “Вайгач” (1990г. постройки) с однореакторной установкой мощностью 40 тыс. л.с., а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз “Севморпуть” (1988г. постройки) с реакторной установкой аналогичной мощности.
Однако срок службы ледоколов “Таймыр” и “Вайгач” заканчивается в 2017г., а к 2021г. в связи с выработкой ресурса и окончанием срока службы в эксплуатации, как ожидается, останется только один атомный ледокол – “50 лет Победы”.

Введите данные:

Forgot your details?