СМИ: Российские подводные лодки научат пробивать лед

Буфер обмена-4Стратегические подводные корабли в России планируется укрепить для быстрого поднятия на поверхность: они смогут пробивать лед в Арктике.
Минпромторг решил повысить эффективность боевой службы подводных лодок в Арктике. За счет разработки новых элементов конструкции и усиления корпуса, к 2015 году планируется расширить возможности лодок – при всплытии они смогут преодолевать толстый арктический лед без ущерба для корпуса.
Исполнителем заказа Минпромторга выступило центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин».
В документации на разработку указано, что быстрое всплытие из-под льда может потребоваться либо для выполнения боевого задания, либо для спасения экипажа в случае аварии. Средства разлома льда, которые имеются на лодках сегодня, не позволяют всплыть достаточно быстро без ущерба для корпуса.
«Существующие средства анализа ледовой обстановки, всплытия и конструкции для разрушения ледяного покрова не обеспечивают приемлемый интервал времени и безопасность всплытия в подледных условиях. Быстрое достижение контакта с ледяным покровом и его гарантированное, безопасное для корпуса разрушение необходимы для обеспечения применения боевых средств, достижения тактических целей, обеспечения связи, доступа к атмосфере и, соответственно, спасения экипажа», – говорится в документе.
Как пояснил  экс-командир АПЛ «Екатеринбург», председатель петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин, для выхода лодки на поверхность, покрытую льдами, предусмотрено два способа: всплытие без хода или, как крайний случай, на ходу с проламыванием льда корпусом.
«Всплытие на ходу чревато повреждениями корпуса, выдвижных устройств, гидроакустического комплекса и торпедных аппаратов. На сегодня о случаях проламывания льда на ходу неизвестно. А всплытие без хода – штатный маневр, достаточно часто применяемый», – сообщил Курдин.
Эксперт пояснил, что перед всплытием в штатном режиме лодка «зависает» в воде, а затем начинает очень медленно подниматься – со скоростью несколько сантиметров в минуту. Чтобы обеспечить безопасное всплытие на ходу, придется укрепить рубку и носовую часть лодки – эти части корпуса и принимают на себя удар.
«Лодка «приледняется» двумя точками: ограждением рубки и носом. При этом корма уходит вниз. На корме находятся рули и главные винты, задача командира – не повредить их, не поломать об лед. После «приледнения» цистерны балласта продуваются сжатым воздухом и лодка всплывает, ломая лед», – добавил Курдин.
А после успешного разлома льда и поднятия на поверхность встает задача очистки от глыб льда палубы лодки – решение этой проблемы также предусмотрено проектом Минпромторга.
Отдельная задача – создание спасательной камеры для экипажа, которая также должна пробивать лед – для доступа к воздуху и связи со спасателями. После подъема камеры к подводной части льда планируется использовать устройства для его подтопления за счет высокой температуры. Спасательная камера будет оснащена радиосвязью, навигационными приборами и сигнальными буями.
А в качестве дополнительного обеспечения безопасности форсирования льда арктическими подводными лодками Минпромторг предлагает создать наземный центр, который будет анализировать ледовую обстановку в акваториях плавания подводных лодок.
Освоить новую технологию ведомство собирается к апрелю 2015 года, а первые изделия могут появиться на подводных лодках в Арктике в 2016-м. На ее реализацию планируется потратить 285 млн рублей.

Введите данные:

Forgot your details?