В России создан новый экраноплан «Стерх-10»

Буфер обмена-7Минпромторг намерен запустить в серийное производство новый экраноплан «Стерх-10», изготовленный ООО ЭО «Орион», первый спуск на воду и полет аппарата запланированы на начало августа, рассказал председатель ассоциации «Экраноплан» Юрий Варакосов.
Инициатива с названием исходит от министерства – именно такое название экраноплана было изначально заложено в технической документации заказа. На разработку опытного экземпляра министерство выделило около 70 млн рублей.
Машина массой 10 тонн рассчитана для полетов на высоте до шести метров и способна перевозить до 20 человек. При этом самый экономичный режим полета на высоте от 0,8 до 1,5 метров, где экранный эффект наиболее значительный. В отличие от катеров экраноплан может летать надо льдом, снегом и торосами.
«Опытно-конструкторская работа над «Стерхом» завершена успешно. Сейчас мы будем проводить испытания, цель которых – подтвердить конструкторские характеристики на практике. Минпромторг готовит решение на серийное производство таких машин», – пояснил Варакосов.
Однако в Минпромторге признают, что с заказчиками пока проблема. «Экранопланы с советских времен не заказывает ни одно ведомство – ни Минобороны, ни Минтранс, ни Газпром, все ждут результатов разработок. Пока экраноплан реально пытаются применить только пограничники (Пограничная служба ФСБ)», – пояснил в свою очередь замдиректора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Андрей Курносов.
В то же время он отметил, что с просьбой ускорить разработку экранопланов для Арктики в Минпромторг обратился президент Республики Якутия (Соха) Егор Борисов. «У нас есть его письменное обращение, он считает, что в его условиях это очень удачный вид транспорта», – пояснил Курносов.
Он добавил, что в отличие от самолетов экраноплану не нужна аэродромная сеть, он более экономичный и неприхотливый к погодным условиям.
А вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков высказал мнение, что экраноплан должен быть востребован военными. «С военной точки зрения экраноплан невозможно уничтожить ни противосамолетными ракетами, поскольку он слишком низко для них летит, ни противокорабельными, потому что он не касается воды и двигается слишком быстро. Кроме того, за счет экрана грузоподъемность экранопланов значительно выше, чем у самолетов с таким же расходом топлива», – пояснил Сивков.
Согласно техническому заданию Минпромторга, «Стерх» должен в 2015 году заменить старые пассажирские самолеты Ан-28 и Ан-24.
Новый экраноплан основан на предыдущей разработке «Ориона» – экраноплане ЭК-12П «Иволга», которым в прошлом году заинтересовалась Пограничная служба ФСБ.
«Стерх-10» выполнен по формуле катамарана и отличается от советских «каспийских монстров», которые сделаны в виде «летающих лодок». Кроме того, часть элементов выполнена у него из композитных материалов. «Стерх» должен отрываться от воды или льда на скорости и развивать крейсерскую скорость 250 км/ч.
В «Стерхе-10» планируется реализация сразу нескольких режимов движения (глиссирование, водоизмещающий, а также амфибийный выход на необорудованную поверхность).
Напомним, зимой прошлого года вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что Россия готова возобновить создание экранопланов, если Министерство обороны определит порядок использования этих транспортных средств.
Осенью того же года был представлен морской пассажирский экраноплан «Акваглайд-5», концепцию которого разработали предприятие «Радар» совместно с ЦКБ им. Алексеева.
О разработках новых экранопланов в России говорилось и весной этого года. Тогда директор департамента вооружения Минобороны Анатолий Гуляев говорил, что Россия ведет опытно-конструкторские работы по созданию нового поколения экранопланов, но пока их облик и место в ВС не определены.

Введите данные:

Forgot your details?