Александр Сокуров: Не позволю, чтобы ставили крест на судьбах людей

Мы знаем Александра Сокурова не только как замечательного режиссёра художественного кино, мастера документальных фильмов и заведующего кафедрой режиссуры кино и телевидения Кабардино-Балкарского государственного университета в Нальчике, но и как бескомпромиссного борца. Он выступает за помощь в создании картин молодыми кинематографистами, за развитие регионального кино и за общественную и политическую активность. На пресс-конференции в ТАСС, когда Александр Николаевич и его молодая команда представила фильм «Слухач», о котором ранее писали НЕВСКИЕ НОВОСТИ, режиссёр обратился с воззванием к своим коллегам. Что именно говорил Александр Сокуров – в нашем материале.

Каждый фильм должен видеть зритель

Я уверен, что каждый фильм, сделанный в Российской Федерации, а особенно каждый фильм, который сделан на средства государства, должен быть предъявлен зрителю для того, чтобы он мог увидеть: какие темы, какое качество работ у молодых авторов. Не только потому, что это государственный бюджет, налоговые деньги. Просто потому, что есть моральная мера ответственности перед своей страной.

К сожалению, добиться этого невозможно. Даже президент страны с изумлением комментирует мои слова о том, чтобы каждый фильм мы обязывали показывать государственное телевидение, всё национальное кино. Это не встречает поддержки в стране ни в профессиональной, ни в политической среде. Мы не можем добиться, чтобы фильмы наших соотечественников показывали.

Как прошли семь лет

Последние семь лет своей жизни я посвятил работе со своими молодыми коллегами. Сам за это время сделал только два фильма. Это большой удар по моей творческой биографии: семь лет. Что составляет эти годы? Работы на курсе в Нальчике, создание Фонда (прим. ред.: некоммерческий фонд поддержки кинематографа «Пример интонации (фонд Александра Сокурова)» был создан в 2013 году для поддержки молодых авторов, которые делают первые шаги в киноискусстве.), производство фильмов короткометражных и полнометражных в рамках Фонда и поддержка общественной активности молодых людей.

Я сторонник общественной и политической активности

Я ещё раз повторяю: я сторонник общественной и политической активности моих молодых соотечественников. И всё, что происходит вокруг форм поведения участия молодых людей в общественно-политической жизни страны, встречает мою поддержку. Я прекрасно понимаю, почему они это делают, почему у них есть такая потребность. Я на них стороне. Мы говорим о желании жить жизнью страны. Время, когда они сидели за забором, молчали и интересовались только своими проблемами, безвозвратно прошло. Отныне и на долгие годы, как мне кажется, они будут интересоваться жизнью страны.

О провинциальности и задачах курса

Я ненавижу провинциальные глухие ямы. Везде, где я бываю, вижу желание молодых людей выйти за рамки провинциальности. Везде вижу желание быть лучше: лучше учиться, качественно обладать профессиональными навыками. Качество профессиональное – большая проблема для молодых людей Российской Федерации во всех профессиях, во всех областях. Поэтому задача нашего курса – это формирование профессиональных навыков, соответствующего художественного мировоззрения и закладывания основ просвещённости внутри молодого человека. Образование – это одно, а просвещение – другое. И надстояние просвещённости над какой бы то ни было религиозной акцентации. Просвещённость – это самое главное, остальное – личное дело человека.

Вы, наверное, видите даже в очень хороших картинах нашей страны социальный сюжет. Мы в течение всего обучения старались отойти в сторону от социальной первопричины. Всё время я настаивал на том, что содержание работ должно иметь художественную мотивировку, художественную первопричину.

Фильтр несоциальности

Как ты смотришь на свою национальную жизнь? Кто ты по национальному духу? В какой степени ты критичен как человек, имеющий отношение к определённой социальной и национальной группе? Какие интересы народа ты защищаешь? Какие интересы национального характера ты выделяешь? Что тебе нравится и что не нравится в своём народе? Это те внутренние задачи, которые ставились всем коллективом нашим педагогическим. Мы отслеживали, чтобы они все прошли через этот фильтр несоциальности. К социальности они всё равно придут, так или иначе. Каждый упрётся в эту стенку, а дальше мы посмотрим, кто вырастет в настоящих художественных авторов.

«Принимайте нас такими, какие мы есть» – не пойдёт!

Принципиально важно в битве за профессионализм, за качество обучения и образования учитывать, что в кинематографе как нигде важно соответствовать мировому уровню профессионализма. Все молодые люди, которые идут в кинематограф во всём мире и которых мы узнаём, очень хорошо профессионально подготовлены. У них очень хорошая техническая база, они снимают в условиях великолепных технологий, чего очень часто нет в нашей стране. Каждый молодой человек должен понимать, что если он идёт в область кинематографа, то попадает в область чрезвычайно сильной конкуренции, жесточайшей. Если мы будем опираться на национальные обычаи, мол, принимайте нас такими, какие мы есть, то мы с вами не выиграем на этом художественном пространстве, и жизнь у этих людей не состоится. Им нужно побеждать. Поэтому им нужно овладевать современным языком, не забывать, какая кровь течёт в твоём теле, какая душа у тебя и какие внутренние цели. Здесь не место национальным амбициям. Нельзя оправдывать себя тем, что ты из далёкого края.

Ответственность выпускника

За каждым из моих молодых выпускников стоит Россия. Каждый из них, кто прорывается за пределы страны, понимает, что представляет собой художественную культуру России, и это его ответственность. И тот уровень, который есть у нас, и кинематографический, и культурный – это ответственность человека. В этом случае себя жалеть нельзя.

Плохой знак

Проблема культурного освоения пространств чрезвычайно тяжела. Это очень серьёзно скажется в будущем на жизни всей страны. Желающих работать серьёзных молодых людей немало, но помощи и поддержки они практически не получают. Это очень плохой знак.

Национальная задача

Мне кажется, что работа сегодня с теми людьми, кто моложе нас, является нашей национальной задачей. Если мы хотим сохранить своё культурное своеобразие, разнообразие, то должны способствовать тому, чтобы появлялись не наши копии (мои или других мастеров), а своеобразные люди с независимым суждением и эстетическим, и политическим, и этическим. Для этого нужно создавать возможности, чтобы молодые люди могли реализовываться. Нужно сделать всё, чтобы из области кинематографа уходила семейственность, сговоры, московские узлы, взаимоотношения.

В России нет национального кино

В Российской Федерации нет национального кино. У нас есть кино московское и чуть-чуть петербургского. Кинематографа, отражающего федеральную природу нашей страны, больше нет. Закрыты все студии. С большим трудом существует «Ленфильм», развивается «Мосфильм» и живут крупные московские корпорации, которые поглощают большую часть средств, выделяемых Минкультом. Мне приходилось как члену при Совете по культуре много раз заявлять о том, что я решительно протестую против нефедеративного качества российского кинематографа, который не отражает ни национальных особенностей, ни особенностей русских. Россия – огромная страна. Нет кино архангельского, нет кино вологодского, нет кино астраханского, если угодно, екатеринбургского. Нет кинематографа сибирского, дальневосточного! Вы представляете, какую роскошь мы имеем? У нас нет ничего, что бы отражало интересы и настроения людей, живущих на Дальнем Востоке.

Не позволю, чтобы поставили крест на судьбах людей

Я представляю сейчас реальную тревогу за те огромные сложности, которые существуют сегодня в молодом кино. Для того чтобы дать молодому человеку с дебютом выйти в свет, надо очень тяжёлый пройти путь. И сколько талантливых людей погибает, не реализовываясь – один бог знает. Очень многие в абсолютно безнадёжном положении находятся. Мы не можем заставить государственные телевизионные каналы показывать молодое национальное кино. И вообще национальное кино. Я не говорю о себе – у меня есть уже закрытые картины, которые не разрешают показывать даже в прокате. Но на мне можно поставить крест, но я не позволю, чтобы поставили крест, пока я гражданин Российской Федерации, на судьбах этих людей. Моя художественная работа, мягко говоря, приостановлена.

Обращение

Я призываю моих ровесников, призываю московских опытных богатых состоятельных и состоявшихся коллег прекратить изъятие государственного кинематографического бюджета и отдать на два-три года весь этот бюджет на молодых людей. Я призываю относиться терпимо и политически, и экономически ко всему процессу, который представляет собой современное молодое кино, открыть молодое кино для России и мира!

Материал подготовила: Надежда Дроздова

Введите данные:

Forgot your details?