Андрей Разин: С каждого билета Виктор Цой зарабатывал рубль, но деньги его не интересовали

Большинству не нужен повод, чтобы помнить своего кумира. Но сегодня повод есть – не будь трагической аварии, лидеру группы «Кино» Виктору Цою исполнилось бы 55 лет.

Принято считать, что огромные гонорары, которые начал получать лидер группы «Кино» незадолго до гибели, изменили музыканта. А некоторые считают, что они послужили и причиной его трагической смерти – ведь часть поклонников до сих пор не верит в случайное столкновение «Москвича» Цоя с автобусом «Икарус» 15 августа 1990 года на трассе в нескольких десятках километров от Риги. Создатель «Ласкового мая» работал с Виктором Цоем на одних стадионах и лучше других понимал «бухгалтерию» концертов, которые в огромном количестве начала давать группа «Кино» (только в 90-м году музыканты сыграли 70 концертов по стране и все «в живую»). Так могли ли большие деньги стать той «проблемой», которая изменила самого Виктора и привела его к трагической гибели? На эти вопросы Андрей Разин ответил на радиостанции «Комсомольская правда».

– Андрей, вы с Виктором Цоем были людьми из разных «кругов» – он рокер-бунтарь, а вы продвигали презираемую ими попсу. Что вас свело вместе?

– Случай. Первое знакомство с Витей состоялось тогда, когда я был директором группы «Мираж» и мы выступали в 1986-м году в Воронеже во Дворце спорта. И директор филармонии рассказал мне, что параллельно проходит концерт барда из Санкт-Петербурга в битком забитом зале. Я удивился, полагая, что весь город будет у меня. А тут один человек с гитарой собрал полный филармонический зал! Это был Виктор Цой.

А вечером в коридоре гостиницы я увидел одиноко сидевшего парня в черном – он смотрел телевизор, которого не было в его номере. Я подошел, мы познакомились. Уговорил его вместе поужинать, так и началась наша дружба.

– Это правда, что вы свели Цоя с Юрием Айзеншписом?

– Да, когда Юрий Айзеншпис вышел из тюрьмы, он пришел в группу «Ласковый май» с просьбой стать нашим директором (Айзеншпись получил 10-летний срок по статье «нарушение правил валютных операций» – ред.). Но устроиться в группу было невозможно, потому что работать с детьми-сиротами человек, недавно отсидевший, не мог. И тогда у меня возникла мысль предложить ему работать с Виктором Цоем, которому нужен был мощный администратор. Я позвонил Вите, рекомендовал Айзеншписа, не утаил про его 10-летний срок, на что Цой сказал, что его это не волнует, лишь бы был хорошим директором.

– На каких финансовых условиях работали Цой и Айзеншпис – до сих пор многие считают, что продюсер львиную долю денег оставлял себе, а музыкантам платил лишь небольшие гонорары?

– Это чушь. Айзеншпис всегда работал на проценте от сборов. Я, кстати, Виктора об этом сразу предупредил, что минимум, который потребует Айзеншпис – 20 процентов. Так они и договорились: Айзеншпис забирал свою долю, а 80 процентов отдавал Цою.

– А можно понять, какие это были деньги – сколько «Кино» зарабатывали на концертах?

– Столько же, сколько и «Ласковый май» – рубль с места. К примеру, с 36-тысячного стадиона я получал 36 000 рублей: рубль с билета был на налоги, рубль – организаторам и рубль – мне. Так же было и у «Кино», только этот рубль делился: 20 копеек имел Айзеншпис, 80 копеек – Виктор Цой. Из этих денег Цой уже сам платил зарплату своим ребятам из «Кино», о которой он договорился с ними. Я с Виктора, спрашивал, довольны ли его ребята зарплатой? Он сказал, что да. И конфликтов в коллективе никогда не было.

– Многие считают, что большие деньги изменили Цоя…

– Это говорят те, кто не знал Виктора. Он не был жадным человеком, никогда не жалел ничего. деньги для него всегда были на последних местах. И сотрудничать с Айзеншписом он стал совершенно не из-за больших доходов – Виктор хотел делать мощную музыку, ему было важно, чтобы пошло другое звучание, чтобы именно такие песни услышали зрители. И звездной болезнью Витя никогда не страдал. Он, помню, очень переживал за последний альбом…

– Кстати, о «Черном альбоме»… Ходили слухи, что Айзеншпису была выгодна смерть Цоя, чтобы заработать на этом альбоме.

– Никогда не была выгодна! Юрий, наоборот, за свои деньги доводил эти все записи, потому что Витя не успел выпустить этот альбом. Он за свои деньги ездил за границу, делал аранжировки, потому что музыканты «Кино» бросили работу, не стали этим заниматься. Айзеншпис все авторские права передал семье и никаких денег с этих записей не имел. Даже докладывал свои 180 тысяч рублей, чтобы этот диск вышел.

Топ-10 песен группы "Кино"

1. «Перемен!"

2. «Звезда по имени Солнце»

3. «Группа крови»

4. "Печаль"

5. "Кончится лето"

6. "Песня без слов"

7. "Пачка сигарет"

8. "Восьмиклассница"

9. "Когда твоя девушка больна"

10. "Кукушка"

Введите данные:

Forgot your details?