Чем больше домашних заданий – тем меньше в них смысла

С начала учебного года не прошло и недели, а школьникам уже назадавали всего на месяц вперед. Причем, подключаться к домашнему заданию приходится и родителям – далеко не все дети справляются с домашкой самостоятельно. Зачем тогда вообще давать такую работу на дом, если делать её приходится взрослым?

– Наша учительница по математике сразу сказала: не будете проверять домашние задания сами, не вылезете из троек, – рассказывает Татьяна, мама пятиклассницы одной из столичных школ. – При этом на каждом уроке она задает на дом по 10-15 упражнений. За две ошибки уже тройка. А дочка просто по невнимательности может перепутать плюс с минусом или написать, что дважды два равно пять. В итоге все это растягивается на целый вечер — пока дочь все сделает, пока я проверю, пока она ошибки исправит…

Понятно, что домашние задания нужны, чтобы закрепить навыки, полученные в классе. Но обязательно ли для этого решать те самые 10 упражнений — может, хватит всего двух-трех?

А как у них

По сравнению с другими странами, российские школьники — чуть ли не самые загруженные в мире. По данным международного исследованияPISA, 15-летние школьники в России тратят на учебу в классе 25,9 часа в неделю и ещё 22,6 часа — на домашние задания. То есть, почти 60% своего времени, за вычетом сна и выходных!

Для сравнения, их сверстники из Финляндии тратят на домашние задания всего 11 часов в неделю, а результаты у них куда лучше (см. таблицу). И наоборот: подростки в Арабских Эмиратах сидят за книжками после школы все 30 часов в неделю, но результаты у них хромают.

В Германии ребята занимаются в школе столько же, сколько и наши девятикласники, а на домашнее задание тратят вдвое меньше. Математику и естественные науки в итоге немцы знают лучше.

Заданий много, эффекта ноль

По сути, чем хуже знания у детей, тем больше учителя задают им на дом, чтобы как-то компенсировать эти пробелы. Но толку от этого все равно выходит немного. Следовательно, домашние задания попросту неэффективны? Да!

– Соотношение между результатами школьников и тем, сколько времени они тратят на учебу, не всегда говорит об эффективности системы образования, — предупреждает Дирк Ван Дам, директор отдела инноваций и измерений прогресса в образовании Департамента образования Организации экономического сотрудничества и развития (которая проводит PISA). – В некоторых странах школьники вынуждены тратить больше времени на учебу, потому что у них не так много возможностей учиться неформально, вне школы (имеются ввиду кружки, секции, экскурсии и проч. – Ред.). Кроме того, объемное домашнее задание эффективно, только когда у детей есть все условия для учебы. Это свободное время, тихое место для занятий и другие образованные люди, которые могут мотивировать ребёнка и помочь ему при необходимости.

Как мы с вами понимаем, у подавляющего большинства российских школьников условий и мотивации для того, чтобы делать домашку, конечно же, нет.

Не успели в школе – делайте дома

В младших классах ситуация ничуть не лучше. Профессор университета Пенсильвании (США) Джеральд Ле Тендр поднял результаты другого международного исследования, Trends in International Mathematics and Science Study (TIMSS), в котором оцениваются знания по математике в 4-х и 8-х классах. И оказалось, что домашние задания почти никак не влияют на результаты ребят.

Например, в Нидерландах каждый пятый 4-классник вообще не делает домашку по математике. Российские школьники же засиживаются с ней допоздна. А знания в результате у них одинаковые. В Гонконге, Тайване и Японии дети получают меньше домашнего задания, чем их сверстники в среднем по миру. Но «азиатские тигры» взлетают в топы всех рейтингов и пачками увозят медали на олимпиадах!

– Я подозреваю, что когда на учителей давят для достижения определенных успехов, в условиях нехватки времени и отсутствия самостоятельности, домашнее задание становится простым способом пройти все то, что не успели сделать в классе, – подытоживает профессор ЛеТендр.

Под родительскую ответственность

О том же говорят и российские педагоги. Школьные программы по всем предметам и без того раздутые. Так в них ещё и все время порываются добавить нового – то астрономию, то шахматы. Но число учебных часов, за которые всё это нужно пройти, остается неизменным.

Выход у учителей один: дать на дом всё, что не успели пройти в классе. И далеко не все дети могут освоить эту часть программы самостоятельно.

– На историю отводится два часа в неделю, в профильных классах — 4 часа в неделю. Но даже за это время пройти всю программу на уроке невозможно, – говорит Александр Гулин, учитель истории и обществознания школы №1828 "Сабурово". – А увеличить школьную нагрузку нельзя, потому что СанПиНы ограничивают её 35 часами в неделю. За это время можно, максимум, дать два профильных предмета, а все остальное – на базовом уровне.

Есть, конечно, и другой выход — не ждать от детей высоких результатов. Понятно, что те школьники, у кого родители академики или могут себе позволить хороших репетиторов, и домашку на пятерки сделают, и к ЕГЭ на высокие баллы подготовятся. А что делать остальным?

СКАЗАНО

Я думаю, что отменять задания не стоит. У нас в первом классе и так их нет. А дальше обязательно должно быть домашнее задание. Как без него? Оно закрепляет все те знания, которые получены в классе. И потом, выполнение домашнего задания мобилизует. И я не очень понимаю, как можно делать домашнее задание по нескольку часов. Единственное, ко мне часто обращаются родители, и я с ними соглашусь, что перегруз какой-то сумасшедший идет, начиная с первого класса. Чему и как учат в каждой школе – тут надо разбираться.

Министр просвещения Ольга Васильева – в эфире Радио Комсомольская правда.

КТО УЖЕ ОТМЕНИЛ

Во Франции домашние задания отменены для всех детей до 11 лет. Точнее, дети делают их не дома, а в школе. На это в началке каждый день отводится полчаса в конце уроков.

– Домашние работы следует отменить потому, что у детей из бедных семей нет на это времени, – объяснял в свое время бывший президент Франции Франсуа Олланд, утвердивший эту реформу. – Дома родители не всегда уделяют ученикам должного внимания, в то время как в школе учащийся всегда может рассчитывать на помощь учителя.

В Испании родители и вовсе устроили забастовку против домашних заданий. В 2016 году Конфедерация ассоциаций родителей школьников Испании провела свой собственный опрос и выяснила, что каждый пятый испанский школьник тратит на домашнее задание почти 2 с половиной часа в день. Причем, за невыполненные упражнения ребенку грозит наказание от учителя. В результате домашнее задание в Испании сократили — теперь на выходные его не задают совсем.

Также домашние задания отменили в Норвегии, Финляндии и Израиле. Вместо упражнений и задач дети следуют индивидуальному плану, составленному вместе с учителем. На дом идет только рекомендованная часть – интересные книги и материалы, которые помогут ребенку лучше узнать предмет.

Введите данные:

Forgot your details?