Денис Мантуров: Для большинства россиян качество продуктов важнее цены

ВСЕ ЛУЧШЕЕ – ДЕТЯМ

– Вижу у вас на столе набор для новорожденных. Все отечественное. Это такой тонкий ход, чтобы человек сразу привыкал к made in Russia?

– Действительно, все, что вы видите в этой коробке – пеленки, простынки, подгузники и прочее, – сделано на российских предприятиях. Все качественное, экологически чистое. На днях мы предложили такой перечень предметов первой необходимости для новорожденных. Он еще будет обсуждаться, а окончательный вариант утвердит правительство. Выдаваться набор будет бесплатно при выписке из роддома. Наполнение коробки, возможно, будет отличаться в регионах, но вещей будет точно не меньше, чем на 10 тыс. рублей. А вообще отечественные косметические средства хорошо шагнули вперед и занимают сейчас 60% российского рынка, это очень высокий показатель.

ТОРГУЕМ УСПЕШНЕЕ, ЧЕМ ПРОИЗВОДИМ

– Ваше министерство объединяет и промышленность, и торговлю. Продаем мы пока лучше, чем производим?

– Да, торговля чуть впереди. Она обеспечивает почти 15% ВВП. А обрабатывающие секторы – чуть более 13%. В 90-е был перекос: в основном торговали иностранными товарами внутри страны. А сегодня хорошо продаем уже нашу продукцию – и не только внутри, но и на зарубежных рынках. Это очень важно: президентом была поставлена задача к 2024 году удвоить объем несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ). Этот сектор постоянно растет, и с января по апрель, по данным Федеральной таможенной службы, составил почти треть от общего объема экспортируемых товаров – $45,5 млрд. из $139,5 млрд. В основном за счет металлопродукции, машиностроения, химических и лесобумажных товаров, удобрения, продовольствия. Очень вырос за последнее время экспорт пшеницы.

«ЖИВЕШЬ-ТО ТЫ ПРАВИЛЬНО, НО ЗРЯ…»

– Что у нас творится на продовольственном рынке? Вы же еще и председатель Госкомиссии по противодействию контрафакту. Люди жалуются, что нет достоверной информации о содержании продуктов – по всем этим Е-добавкам, пальмовому маслу.

– Действительно, сокрытие тех или иных ингредиентов встречается в четверти случаев. Производители умалчивают о применении сахарозаменителей, крахмала, искусственных консервантов. Роскачество – организация, созданная при непосредственном участии Минпромторга, – рассказывает о товарах правду, которой почему-то нет на этикетках. После обнародования этих данных производители, как правило, исправляются.

Но я против перегибов. Звучат требования, например, запретить использование пальмового масла. Однако окончательных выводов по поводу его вреда пока нет. В странах Юго-Восточной Азии, например, где не выращивается подсолнечник, пальмовое масло – традиционный продукт в рационе людей. Так что еще можно подискутировать о вреде и пользе. Но покупатели, безусловно, вправе знать, есть пальмовое масло в продукте или нет.

– У торговли какие-то шифровки: пивной напиток, сырный продукт. Это что?

– Не сыр и не пиво. Так же как и молочный продукт – не молоко. Хотя какое-то количество молока там есть. И плюс разные добавки. Запрещать их, наверное, неправильно. Просто тот, кто хочет сэкономить и купить продукцию с растительными жирами (она зачастую дешевле), должен знать, что именно он покупает.

– А вы сами как выбираете продукты? Чем руководствуетесь?

– Как и многие – личным опытом. Однажды купил мороженое. А оно бывает как с добавлением растительных жиров, так и только на животных. Есть мнение, что мороженое с животными жирами вкуснее. То, что я купил, мне очень понравилось. Вчитался в мелкие буквы на упаковке – оказалось, что животных жиров там нет. Так что на самом деле на вкус это не влияет. Покупатель должен быть информирован – только это гарантирует возможность сделать самостоятельный выбор. При этом кто-то станет внимательно читать этикетки, смотреть рейтинги Роскачества, а кто-то будет покупать то, что нравится по субъективным ощущениям. В зависимости от того, какой образ жизни ведет. Как в известном анекдоте: живешь-то ты правильно, но зря.

Ну а если серьезно, то сегодня для многих жителей России качество важнее цены, и это радует. По данным опросов, лишь 11% населения готовы ради удешевления продуктов первой необходимости согласиться со снижением их качества.

ШКОЛЬНАЯ ФОРМА СТАЛА УДОБНЕЕ

– Не за горами новый учебный год. Какое-то время назад говорили о низком качестве школьной формы. А как сейчас?

– Пошив был и остается на высоком уровне. Основная проблема в материалах. Наши производители формы демонстрируют хорошие характеристики. Но более дешевые импортные ткани (например, китайские) не всегда соответствует требованиям. Не дышат, не впитывают и не удерживают влагу. Быстро изнашиваются.

Роскачество регулярно проводит исследования школьной формы. Только что завершилось одно из них. По сравнению с 2016 годом, нарушений стало меньше на 20%, многие производители, которые два года назад вводили потребителя в заблуждение недостоверным составом тканей на этикетке, провели работу над ошибками. Фактически, нарушения по тканям отсутствуют в 40% проверенных товаров. Необходим повсеместный контроль входящего сырья на предприятиях. И, конечно, родителям необходимо серьезно подходить к выбору одежды для школьников – сегодня результаты исследования будут опубликованы на портале Роскачества.

– Есть очень популярный маркер – ГОСТ. Потребители ему верят. Но говорят, что иные производители просто рисуют эти буквы, обманывают потребителей. Правда ли это?

– Это так. В сентябре Росстандарт начнет исследования продукции, промаркированной этим знаком, в том числе с привлечением экспертных организаций Минпромторга. Будем разоблачать самозванцев.

Вместе с подтверждением соответствия ГОСТу производитель получает уникальный QR-код, который вправе нанести на упаковку. А покупатель с помощью считывателя такого кода на своем мобильном устройстве прямо в магазине сможет перейти на сайт Росстандарта и убедиться, что его не обманывают. А еще у Росстандарта будет и черный список – для обманщиков.

НЕ ДОЛИЛ БЕНЗИН? ШТРАФ ОТ 500 ТЫСЯЧ РУБ.

– Еще хотим спросить про обманщиков на АЗС. То недоливают топливо, то разбавляют. Будет ли порядок?

– Ситуация меняется в лучшую сторону. Если в 2015 году мы фиксировали примерно 20% таких нарушений, то по итогам прошлого года – уже 11,5%, а в I полугодии 2018-го – 9,4 %.

С 29 января этого года в России действует закон об оборотных штрафах. То есть за нарушения на АЗС штрафы берутся в зависимости от выручки, полученной от реализации топлива. Росстандарт проводит постоянные проверки. За первые 5 месяцев действия закона оборотные штрафы за нарушение физико-химических характеристик топлива применялись в отношении 50 АЗС. Общая сумма взысканий составила 28,5 млн. рублей. Средний размер штрафа превышает полмиллиона рублей. Это в 10 раз больше, чем в 2016 и 2017 годах.

– Нарушение физико-химических характеристик – это когда, как говорят в народе, бодяжат бензин. Но, наверное, гораздо чаще его просто недоливают. За это ужесточат наказание?

– Только в ЦФО из общего количества претензий к АЗС жалобы на недолив составили в 2016 году 21,6 %, а в 2017-м – уже 46,2%. Сейчас подготовлен законопроект об ужесточении административной ответственности и за такие нарушения. Если его примут, штраф за недолив топлива составит 1% от выручки АЗС за предыдущий год, но не менее 500 тыс. руб. А за повторное нарушение – уже 3%, но не менее 2 млн. руб.

МЫ ЗА ТО, ЧТОБЫ СНЯТЬ ЗАПРЕТ НА ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЮ СПИРТНЫМ

– Не прекращается дискуссия о засилье торговых сетей, куда невозможно попасть мелкому производителю. Вы за кого в этом противостоянии?

– За здравый смысл и выгоду людям. Небольшим сельхозпроизводителям не нужно стучаться к крупным торговым сетям. Их формат – рынки, базары, ярмарки. Ярмарок должно быть столько, чтобы все, кто хочет торговать, могли это делать. Поддерживаем и мобильную торговлю. Это удобно потребителю, существенно дешевле. И качество высокое, потому что это фирменные лавки самого производителя.

– А как у нас развивается отечественная электронная торговля? А то кого ни спросишь, все на «АлиЭкспрессе» отовариваются.

– Оборот интернет-торговли в России в 2017 году составил около 1 трлн. рублей, это на 10% больше показателей 2016 года. Все крупнейшие офлайн-ретейлеры уже в онлайн.

Продолжаем работу по снятию барьеров в этой сфере. Вот лишь один пример: сейчас действует запрет на торговлю алкоголем в интернете, что тормозит развитие целого сегмента – онлайн продаж продуктов питания и товаров повседневного спроса. Пока он составляет всего 2% от общего объема онлайн-продаж. Мы выступаем за снятие запрета.

ADAS! МАШИНА БЕЗ ВОДИТЕЛЯ

– Давайте поговорим о достижениях. О том, где мы идем в ногу с мировой технической мыслью или опережаем ее. Есть такие примеры?

– Беспилотные технологии – чем не пример! Согласно Стратегии развития автомобильной промышленности они начнут появляться на наших дорогах с 2023 года. Но для этого нужно адаптировать под них инфраструктуру, вносить изменения в нормативно-технические акты и так далее. Следует привлекать инвесторов для вложения средств в технологии будущего, которые российским инженерам по плечу.

– А это не опасно – грузовик без водителя? Или автобус…

– Для того чтобы пассажир чувствовал себя безопасно, искусственный интеллект должен превосходить среднестатистического водителя. Необходимо провести сотни экспериментов, проехать сотни тысяч километров, чтобы быть уверенными: ни одна человеческая жизнь не пострадает от незрелости технологии. Системы помощи водителю (ADAS) уже существуют – например, экстренно тормозят при опасном сближении, контролируют съезд авто с полосы, автоматически настраивают интенсивность светового пучка в зависимости от дорожной ситуации.

ИННОВАЦИИ ПЕНСИОНЕРАМ НЕ ПОМЕХА

– А нет ли у этой медали обратной стороны? Цифровизация, автоматизация ведет к сокращению персонала. А тут еще пенсионный возраст подняли – куда людей трудоустраивать?

– Напрасные беспокойства. У нас дефицит по рабочим специальностям. Проблема в мобильности. На Дальнем Востоке не хватает рабочих рук, а где-то – избыток. Важно мотивировать людей к поиску новых перспектив. За счет господдержки на переобучение, компенсации затрат на переезд, на создание хороших социальных условий на новом месте. Этой комплексной работой мы занимаемся вместе с Минтрудом и другими отраслевыми ведомствами.

– Но людям предпенсионного (а по недавним меркам пенсионного) возраста тяжело переезжать.

– Им нужно дать возможность трудоустройства в этом же регионе. Причем многие готовы осваивать новые навыки. Кроме того, мы используем опыт ветеранов, обучая молодых специалистов, для которых они становятся востребованными и авторитетными наставниками.

КСТАТИ

Лимузины, как у Путина, появятся в продаже в 2019 году

– Во время трансляций визита Владимира Путина в Финляндию, где проходила встреча с Дональдом Трампом, весь мир мог видеть наш новый люксовый автомобиль Aurus. Будет ли он в продаже?

– Можно смело сказать, что Aurus – это новая веха в отечественном автомобилестроении. Это российская разработка линейки автомобилей класса люкс, которые были созданы на базе Государственного научного центра РФ ФГУП «НАМИ». В пуле поставщиков, участвующих в реализации проекта, свыше 50% производственных предприятий – российские.

Мировая премьера Aurus состоится на Московском международном автосалоне в конце августа текущего года. В продажу Aurus поступит в начале 2019 года. Сначала седан и лимузин. Затем внедорожник, позже – микроавтобус. Цены будут объявлены ближе к старту продаж.

– Государство поддерживает развитие промышленности. А что с частными инвестициями? Они по-прежнему идут в «купи-продай»?

– «Купи-продай» – пройденный этап. За последние десять лет объем инвестиций в обрабатывающую промышленность увеличился в разы. Это современные средства цифровизации, которые обеспечивают увеличение производительности труда за счет внедрения новых продуктов программного обеспечения. Чемпионы здесь – металлургия, химическая отрасль, автопром, фармацевтика, сельхозмашиностроение. Сегодня более половины внутреннего рынка мы обеспечиваем собственной продукцией. По фармацевтике с 200 млрд. рублей в середине 2000-х дошли до нынешних 1,3 трлн. Доля рынка увеличилась более чем на 20%. К 2020-му должны довести до 50%.

Идет рост инвестиций и по базовым отраслям, и по инновационным. По итогам года мы рассчитываем на рост инвестиций в основной капитал в промышленности 3,5%.

Введите данные:

Forgot your details?