Экономическая война объявлена: кто побеждает — Россия или США?

  Принятый в Сенате американского Конгресса законопроект по санкциям в отношении Ирана и содержащий поправки к ограничительным мерам, применяемым к России, сейчас рассматривается в Палате Представителей. При этом торможение рассмотрения этого законопроекта в Палате Представителей, о чем стало известно сегодня, связано с тем, что в нижней палате американского парламента намерены на самом деле ужесточить изначальный пакет ограничительных мер. Поскольку обе палаты Конгресса США полностью контролируются представителями Республиканской партии, впервые с 1928 года, то достаточно скоро законопроект, вводящий новые санкции в отношении России, ляжет на стол президента США Дональда Трампа.

В ситуации, когда Трамп оказался внутри США по сути на осадном положении, выбор у него непростой: ему явно намекают, что если он не будет следовать по пути усиления ограничительных мер в отношении России, то ему маячит импичмент, который готовит ему специальный прокурор. Кроме того, конгрессмены намерены сделать отмену санкций Трампом без их согласия практически невозможной.

Строго говоря, новая администрация американского Белого дома уже после вступления в должность Дональда Трампа вводила новые санкции в отношении России. Так, 1 июня Министерство финансов США ввело ограничительные меры в отношении ряда физических и юридических лиц, связав новую волну давления с ядерной программой КНДР. Москва подчеркнула безосновательность принятых новых санкций.

Кроме того, Дональд Трамп пока молчит насчет того, что его предшественник Барак Обама принял 29 декабря прошлого года решение о высылке ряда российских дипломатов из США, в результате чего 35 работников дипслужбы были вынуждены вернуться в Москву. России был также нанесен ущерб, так как с разрешения Обамы произошел незаконный захват двух дипломатических объектов — в Нью-Йорке и Мэрилэнде, и пока он не компенсирован.

Попытка ограничить экономическое развитие России проявляется в том, что нынешние новые санкции, которые сейчас находятся в Конгрессе США, призваны помешать осуществлению проекта «Северный поток-2», который связан чисто с экономикой — транспортировкой российского природного газа в Европу. Что все это значит? 7 июня на заседании в Совете Федерации во время слушаний на тему «Предотвращение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации: законодательство и правоприменительная практика» глава Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин рассказал о приоритетах в работе государственных структур США, среди которых значится экономическая война против России.

Прикрываться санкциями, чтобы грубо поделить рынок энергетики, за который Вашингтон цепляется как за последнюю возможность вытянуть американскую экономику, — это разве не является цинизмом и потерей лица США во внешней политике? Конечно, да. Но почему Вашингтон так поступает? Быть может, экономическое могущество позволяет пренебрегать элементарными человеческими нормами приличия в мире? Президент России Владимир Путин на этот счет емко высказался в интервью американскому режиссеру Оливеру Стоуну: «У США возникла иллюзия, что они могут все, и им за это ничего не будет. Это была ловушка».

И все же — обладает ли Вашингтон таким экономическим могуществом, чтобы его конвертировать в политический капитал, даже если он достигается грязными методами? В связи с этим обращает на себя внимание доклад Генерального прокурора России Юрия Чайки, с которым он выступил 7 июня в Совете Федерации. Он рассказал о том, что в России была прекращена деятельность некоторых иностранных и неправительственных организаций, а «целью деятельности враждебных нашей стране организаций, как правило, являлась смена власти в России, в том числе по отработанным сценариям «цветных революций», а также формирование лояльной и полностью подконтрольной Западу политической элиты».

Юрий Чайка также пояснил, что «например, американо-российским фондом по экономическому и правовому развитию с привлечением российских вузов реализовывалась образовательная программа, направленная на подбор одаренной молодежи и организации стажировки в США, причем эта работа велась по всей России». Генеральный прокурор также рассказал, что выяснилось, что «студентам навязывают точку зрения о несовершенстве политической и экономической жизни в России в сравнении с моделями, используемыми в США». О деятельности иностранных НПО говорил также и Сергей Нарышкин, который подчеркнул, что «некоторые неправительственные организации США и других стран Запада проводят свою линию, даже иногда без оглядки на Белый дом. Они ориентированы на сдерживание России. Их деятельность жестко координируется, географически и в том числе по вопросу экономики».

Таким образом, ключевым вопросом в экономической войне становится идеологическая борьба, о чем также говорил недавно глава Росгвардии Виктор Золотов. Борьба, которая связана с ответом на вопрос: является ли политическая и экономическая модель развития США такой, чтобы ее опыт должен быть принят другими государствами за образец? Санкции некоторых стран Запада в отношении России, таким образом, играют лишь вспомогательную роль в попытке ухудшить экономическую ситуацию в нашем государстве, однако, во-первых, ответные меры позволяют нам компенсировать часть ущерба, во-вторых, российская экономика сейчас не просто получила новый фундамент прочности в виде практически идеальных макроэкономических и финансовых параметров экономики, но и смогла начать демонстрировать устойчивый рост ВВП.

В связи с тем, что противостояние экономических моделей развития является решающим в победе в экономической войне, которая объявлена России, то отсюда очевидно, что экономические успехи нашей страны вызывают истерику у политической элиты Вашингтона и Брюсселя. В мае российская промышленность продемонстрировала феноменальный рост в 5,6%, а ВВП страны вырос за I квартал на 0,5%, превзойдя прогноз Минэкономразвития в 0,4%. Опережающий рост инвестиций в основной капитал — на 2,3% за первые три месяца — говорит о том, что экономика России будет расти и далее, а ускорение роста ВВП будет наблюдаться все ближайшие годы.

Одной из важных составляющих стала региональная кооперация России, рост влияния Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС), а также выход на новые рынки в странах Азии. Не случайно, как отмечал глава СВР Сергей Нарышкин 7 июня, «Госдеп США продолжает работу по срыву формирования под эгидой России сильного и консолидированного политико-экономического Евразийского блока. Дипломаты США в странах Азии убеждают местные политические и бизнес элиты в нецелесообразности сближения с Евразийским экономическим союзом».

Стремление конгрессменов США в такой ситуации «перекрыть газ» по одному из возможных направлений доставки российского сырья в Европу лишь вредит самому Вашингтону: среди европейских потребителей российского газа есть консенсус: транзит сырья через Украину — рискованный, поэтому нужен «Северный поток-2». 19 июня глава МИД Германии Зигмар Габриэль открыто выступил против диктата США, заявив о недопустимости «мешать внешнюю политику США с ее экономическим интересами», а также выразил протест против попыток под этим соусом подсунуть европейцам более дорогой американский сжиженный природный газ, чем трубопроводный газ из России.

В Берлине, который является одним из важнейших игроков в «Политбюро» ЕС, раздражены также тем, что США хотят дополнительно взимать с Германии по 330 миллиардов долларов ежегодно на финансирование НАТО и де-факто американских военных баз в Европе, в том числе в самой Германии. При этом в Германии не уверены, что значительная часть этих денег не осядет в карманах коррупционеров из североатлантической политической элиты. В такой ситуации, когда Вашингтон начинает внаглую предлагать более дорогой сжиженный природный газ взамен трубопроводного газа из России — будет ли удивительно, что некоторые страны из ЕС начнут проситься в ЕврАзЭС, чтобы обеспечить себя надежным и приемлемым по цене российским ресурсом, который дает тепло в дома, электричество в квартиры и энергию для работы компаний? И не это ли будет крах американской экономической модели, которая заставляет даже бывших союзников разбегаться в разные стороны?

Владислав Гинько, эксперт РАНХиГС при Президенте РФ

Введите данные:

Forgot your details?