Экспедиция «КП» по Волге: Пирамиды позора и стерлядь с божьей помощью

См. начало

См. маршрут путешествия

Связаться с экспедицией можно по телефону +7 915 363-19-34: наш спецкор Дмитрий Стешин всегда на связи. Предпочтительнее использовать WhatsApp – так ваше сообщение точно не пройдет мимо

– «Грушу» я тебе не отдам, не позволю, чтобы ты влез в нее со своей политикой! – страшно кричал Ворсобин Стешину.

Рафаэль (наш местный сопровождающий) откровенно наслаждался очередным столкновением литераторов. Хитрый Гусейнов по очереди становился на сторону то одного, то другого – разжигал конфликт, подстрекал и тоже, кажется, веселился. А Стешин хотел лишь слегка продернуть в газетке этих походно-полевых вольнодумцев в клетчатых фланелевых доспехах, у которых в каждой песне была спрятана «фига режиму». «Стрелявших в коммунизм, а попавших в Россию», по меткому выражению философа. Хотелось Стешину выяснить, почему так много бардов уехали из России после победы демократии – «за что боролись?». Но Ворсобин не дал, и наши дорожки разошлись – Володя работал на «Груше» (см. предыдущую серию), а мы в Самаре. Ненадолго. Путь-то у нас один – Волга, и все мы в одной лодке.

ЦЫГАНСКАЯ СОВЕСТЬ

До нее сложно достучаться – эти люди тысячи лет живут в замкнутом традиционном обществе, по своим законам – случись чего, откочевали и ищи-свищи. А вот у самарских коммунальщиков получилось договориться с цыганами. Они применили ноу-хау – перед домами и подъездами должников, стали выставлять трехтонные бетонные пирамиды с мотивирующими надписями: «Вы должны» и «Здесь живет должник». Начали с цыганского поселка Зубчаниновка – названного так в честь русского дореволюционного инженера-«толстовца» Евгения Зубчанинова, который застраивал местность рядом с железнодорожными путями, домами нового «прогрессивного» образца, чтобы в последствии создать здесь коммуну прогрессивных людей.

Не получилось. Инженера чуть не расстреляли белочехи – он отказался расчистить железнодорожные пути для их эшелонов. Потом инженер претерпел от большевиков… Тяжело «толстовцам» на Руси. А потом здесь поселились цыгане в особняках. Говорят, существует международный подпольный университет, в котором готовят цыганских архитекторов, способных в любой точке планеты сваять краснокирпичный особняк в «мавританском» стиле. В Самаре эти архитекторы потрудились на славу, продвинутые туристы с давних пор заезжают в Зубчаниновку – полюбоваться. Гусейнов, впрочем, этих восторгов не разделял:

– Я в Калининграде вырос возле цыганского поселка. У меня почти все ровесники от героина вымерли, как меня эта зараза объехала – не понимаю до сих пор…

Здесь когда-то творилось тоже самое – по рисунку ковра, висящего на заборе, можно было определить – какими наркотиками торгуют в доме. Но наркодилеров разогнали и пересажали еще в середине 2000-х, поселок потерял свой статус гетто, и даже стал считаться более-менее престижным районом Самары.

Находим первую пирамиду – грозные и ругательные надписи на ее боках, стыдливый хозяин трехэтажной хибарки соскреб. За воду он не платил 6 лет, но после установки «пирамиды позора», сразу же прибежал к коммунальщикам, заплатил 15 тысяч, еще на 25 написал гарантийное письмо, но долг пока не выплатил, а потому пирамида стоит. Еще один должник выбил перфоратором бетонную верхушку, подцепил пирамиду за раму и увез куда-то, сразу же получив в придачу к долгу и позору, административку за порчу муниципального имущества.

– А за воду платить надо, – жестко говорит нам продавщица в местном сельпо, куда мы забежали за минералкой:

– Я-то плачу, и все платят, а они что – особенные? Не хотят платить, пусть скважину бурят, солнечные батареи ставят. Делов-то!

На выезде из Зубчаниновки, у входа в очередной цыганский особняк, стояли в ряд три белых напольных вентилятора, знойный ветер вращал лопасти. Поодаль кучковались немолодые женщины в цветастых платьях, зубное золото сияло.

– Судя по вентиляторам, работающим без электричества, здесь продают какую-то атомную дурь, – заметил Стешин.

Опытный Гусейнов, начал разговор с цыганскими бабушками издалека:

– Есть чо? (стандартная форма обращения к уличному наркодилеру – Авт.).

Бабушки замахали на него руками:

– Бог с тобой, соколик, вон, вентиляторы есть.

Витя не унимался:

– Цыганская сборка?

– Китайская. По тысяче отдадим.

– Вам-то «пирамиду позора» коммунальщики не ставили?

– А мы платим.

– А тем, кто не платит?

– А этим – пусть ставят. Стыдно же, когда такое у дома стоит. Совесть мучать начинает, люди тут же бегут и платят.

В машине, Гусейнов распалял себя:

– Офигеть! Достучаться до совести у цыган! Прорыв!

Стешин, сам пораженный увиденным, мягко успокаивал фотографа:

– Цыгане такие же люди, не надо их демонизировать. Но и кататься на шее у государства нельзя позволять. А нужно жестко спрашивать по закону – почему у вас ребенок только три класса закончил, какого хрена вы устроили свадьбу 13-летним детям? Где документы на дом и землю? И так далее. И через поколение все придет в норму.

– Ага, придет, конечно, – цедил Гусейнов. – Со времен фараонов не пришло, а тут придет. Щас.

«Внутренний Ворсобин» шепнул Стешину на ухо: «Может быть, и коммунальщикам стоит поумерить свои аппетиты?». Крыть было нечем.

САМАРСКИЕ СЮРПРИЗЫ

Мы махнули рукой, и поехали в старую Самару, где волонтеры-добровольцы каждые выходные делают косметический ремонт старинным домам. Повышают туристическую привлекательность города, создают «атмосферу».

Называется движение с юморком – «Том Сойер фест», в названии – отсыл к классическому произведению Марка Твена, к его началу, где хулиганы красили забор по очереди и наслаждались.

– Тут любой может поработать в выходные, кто пять минут, кто три года – рассказывает идеолог движения Антон Кочетков. – Но мы – не реставраторы, просто приводим дома в порядок. Теперь 27 городов в этом участвуют, сегодня приехали добровольцы-волонтеры из Таиланда и Европы.

– На чердаках находили что-то интересное?

– У нас нет задачи – искать, но попадается антиквариат. И не на чердаках, а в сараях. Волжские сараи – залежи старинного хлама. Тут работали у людей, разобрали им сарай, нашли кучу старинных кованых вещей, они потом находками оформили беседку.

«Экспедиция КП» еще не знала, что следующим утром, тоже найдет что-то «интересное». Ночью, в уютном дворе нашей гостиницы кого-то гнали по кустам со страшными и непечатными криками: «Стой! Стоять, …!». Как выяснилось позже, это ловили «закладчиков», торгующих наркотиками через интернет. Утром, ожидая такси до яхт-клуба, мы обнаружили под лавочкой пакетик с сероватым порошком. Его «скинули» во время ночной погони и ударом ноги запулили под лавку – пакетик даже порвался в одном месте. Мы не стали, как «опытные» детективы из американских фильмов, нюхать или пробовать, а просто удобрили неведомой отравой клумбу и ушли из Самары прочь.

«БИТВА БОГОВ»

Это был самый длинный переход нашей экспедиции – 120 километров. Мы сделали остановку в Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре. Монастырь этот возведен возле старинного храма, и попасть в него проще по воде. Монахи тут разводят стерлядь и выпускают в пустоватую, обезрыбленную Волгу – от 80 до 300 тысяч мальков в год! Когда-то Апостолы рыбачили, а спустя два тысячелетия, монахи рыбу выпускают, такое вот новое прочтение христианства… Получают какие-то гранты на это святое, без преувеличений, дело.

– Я не очень люблю давать интервью, – говорит нам отец-ихтиолог Дмитрий. – Рыба молчит, и я вместе с ней молчу, молюсь только в душе.

Мы спускаемся в полуподземный бетонный ангар, где в десятках гигантских чанов, нагуливает жирок «царская» рыба – стерлядь.

Витя заглядывает в один из бассейнов и замечает ехидно:

– Кажется, у вас рыбка сдохла.

Маленький стерляжонок плавает белым брюшком вверх.

– Нет, он просто воздуха наглотался, дурачок – ласково говорит отец Дмитрий и быстро, но нежно, проводит большим пальцем по животу стерляжонка. Малек вздрагивает, и стрелой уходит в глубину чана, в толпу собратьев.

Стешин, пораженный тем, что за 2000 километров пути, «Экспедиция КП» выловила только шального щуренка под Ржевом, не верит:

– И что, есть какой-то эффект от вашего зарыбления?

Отец Дмитрий пожимает плечами:

– На все воля Божья, но браконьеры уже продают стерляжат, мы их называем «карандаши», по 800 рублей за штуку. Значит, оживает река!

Поздно вечером экспедиция, измученная длинным переходом, тихо отмечала профессиональный праздник Рафаэля – «День строителя». Ворсобину история про монастырь страшно не понравилась. Начался шторм, второй за день, кстати.

– А ты знаешь, писали, что они торгуют мальками, не платят налогов, и к ним даже ОМОН приезжал! – кричал Ворсобин Стешину.

Рафаэль при этих словах как-то погрустнел.

– Церковь вообще не должна заниматься бизнесом! Ты лакировщик действительности, у тебя не репортаж, а открытка! Где нерв? – кричал Ворсобин.

А Стешин кричал в ответ:

– А на что бы они монастырь строили?

– Это не монастырь, а гостиничный комплекс! Ты видел, на каких машинах попы ездят?

– А ты бы, Вова, хотел, чтобы попы на помойках плесневелые корки собирали? Хотел бы, да? Фиг тебе! – сказал Стешин, встал и размашисто перекрестился.

Литераторов разняли.

Продолжение следует.

КСТАТИ

Как связаться с экспедицией

Хотите подсказать ребятам интересные маршруты? Или, может быть, позвать корреспондентов "КП" в гости? Связаться с экспедицией можно по телефону: +7 915 363-19-34. Мы ждем ваших историй!

Введите данные:

Forgot your details?