Гиганты «Балтийского завода»: о ходе строительства плавучего энергоблока «Академик Ломоносов», ледоколов «Арктика» и «Сибирь»

Гиганты «Балтийского завода»: о ходе строительства плавучего энергоблока «Академик Ломоносов», ледоколов «Арктика» и «Сибирь»Построенный в Петербурге на Балтийском заводе плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» находится в стадии завершения швартовых испытаний. Уже в 2018-м году в реакторы будет загружено ядерное топливо и состоится их физический пуск, а в 2019-м году объект, полностью готовый к работе, окажется на Чукотке. Там «Академик Ломоносов» в составе плавучей атомной электростанции (ПАТЭС) будет снабжать электрической и тепловой энергией город Певек. НЕВСКИЕ НОВОСТИ побывали на уникальном объекте и оценили его мощь.

Первая в мире плавучая атомная электростанция будет работать в зоне вечной мерзлоты. На площадке размещения в Певеке строятся только вспомогательные сооружения, обеспечивающие установку плавучего энергоблока (ПЭБ) и передачу тепла и электроэнергии на берег. Важнейшая роль принадлежит непосредственно плавучему энергоблоку. Физические параметры ПЭБ – 140 метров в длину, 30 метров в ширину, высота – порядка 50-ти метров, водоизмещение – 21,5 тыс. тонн. Своего хода «Академик Ломоносов» не имеет, его транспортировка производится с помощью буксира. Станция оснащена двумя судовыми реакторами KLT-40С, которые способны вырабатывать до 70 мегаватт электроэнергии. Как рассказали специалисты Балтийского завода, реакторы «Академика Ломоносова» – это хорошо зарекомендовавшие себя реакторы KLT-40С, но со значительно увеличенным количеством систем безопасности. «Их гораздо больше, чем на наших серийных ледоколах», – заявил главный строитель ПАТЭС «Академик Ломоносов» Александр Ковалев.

«Суммарная электрическая мощность данного плавучего энергоблока – 70 мегаватт. Тепловая мощность реакторов – 300 мегаватт. Блок идет на замещение Билибинской АЭС (планируется к выводу из эксплуатации в 2019-2021 годах – прим. ред.). Она выдает порядка 16 мегаватт, а здесь – 70. Блок такой мощности заменит «Билибенку» и те тепловые станции, которые там существуют. Еще одна особенность «Академика Ломоносова» – функционал данного судна помимо выработки электроэнергии еще и выработка 38 гигакалорий горячей воды. То есть, он будет обеспечивать отопление горячей водой поселка до 50-ти тыс. человек», – рассказал Александр Ковалев. Срок эксплуатации ПЭБ – 40 лет. До первого планового заводского ремонта – 12 лет.

Гиганты "Балтийского завода"

Гиганты "Балтийского завода"

«Академик Ломоносов» уже практически готов к транспортировке в Мурманск. Там в третьем квартале 2018-го года будет производиться загрузка ядерного топлива на предприятии «Атомфлот». После состоится физпуск реакторов и дальнейшие испытания, которые должны завершиться к весне 2019-го года. После этого последует этап ревизии оборудования, затем докование и подготовка к транспортировке в город Певек. Осенью 2019-го года «Академик Ломоносов» займет свое место в Певеке.

Как ранее писали НЕВСКИЕ НОВОСТИ, изначально загрузка ядерного топлива и физпуск должны были пройти в Петербурге на Балтийском заводе. Однако его перенесли в Мурманск из-за пробелов в международном морском законодательстве, связанном с транспортировкой судов, не имеющих своего движения. Есть мнение, что решение, в том числе, связано с протестной активностью экологической организации «Гринпис» и представителей общественности, выступавших против проведения опасных работ по загрузке ядерного топлива в черте мегаполиса. Однако главный строитель ПАТЭС «Академик Ломоносов» Александр Ковалев это мнение опровергает. У Балтийского завода накоплен большой опыт проведения такого рода работ, и они всегда проходили при соблюдении строжайших мер безопасности.

Гиганты "Балтийского завода"

Гиганты "Балтийского завода"

«Позицию «Гринпис» мы понимаем, все-таки безопасность – есть безопасность. Но не думаю, что эта организация как-то повлиял на принятие решения. Когда мы строили атомный ледокол «50 лет Победы», то топливо загружали здесь. Это не первая загрузка здесь, в центре Санкт-Петербурга. Шесть больших ледоколов, два мелкосидящих, четыре крейсера, судна связи… Я, например, участвовал в загрузке 13-ти реакторов. Мы понимаем, что находимся в центре Санкт-Петербурга» и принимаем все меры безопасности», – прокомментировал Александр Ковалев.

Ситуацию прояснил Кирилл Торопов, заместитель главного инженера филиала концерна «Росэнергоатом» «Дирекция строящихся плавучих атомных станций». «Принято решение загрузку ядерного топлива делать на предприятии «Атомфлот» в Мурманске. Это предприятие выполняет загрузку ядерного топлива, а также ремонт атомных ледоколов, оно обладает производственной базой и квалифицированным персоналом. Сейчас в помещениях необлученного свежего топлива находится два комплекта – как раз для двух реакторных установок. В начале было принято решение все операции по загрузке ядерного топлива и проведения комплексных швартовых испытаний делать в Санкт-Петербурге. Но из-за юридической коллизии принято решение эти этапы проводить в Мурманске. Это никак не связано с вопросом безопасности ядерного топлива, чисто юридическая коллизия», – заявил Кирилл Торопов.

Что касается структуры плавучей электростанции, то условно ПЭБ можно разделить на три части. В носовой части расположены машинные отделения, где находятся турбогенераторы, производящие электроэнергию. В центральном отсеке побортно расположены два ядерных реактора, в кормовой части с иллюминаторами находится жилой блок. Основной экипаж проживает в комфортных одноместных каютах.

Гиганты "Балтийского завода"

Гиганты "Балтийского завода"

Гиганты "Балтийского завода"

По своей сути и назначению плавучий энергоблок «Академик Ломоносов» – проект уникальный, аналогов которому в мире нет. Хотя в этом плане нас и делает попытки как-то догнать Китай.

«После того как будет закончена достройка плавучего энергоблока, проведены все испытания, и он по прямому назначению начнет работать, станут на практике видны его возможности, и тогда страны, которые интересуются проектом, начнут заключать договора, и по сути начнется коммерческое использование такого типа станций», – сообщил представитель «Росатома» Кирилл Торопов.

Глобальные перспективы проекта действительно многообещающие. Плавучие энергоблоки можно использовать на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, обеспечивая электроэнергией и тепловой энергией крупные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море. Более того, ПЭБ может использоваться в составе водоопреснительного комплекса, интерес к которым проявляют в странах Африки, Азии и Европы, испытывающих недостаток пресной воды.

Во время посещения плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» НЕВСКИЕ НОВОСТИ также имели возможность оценить ход строительства мощнейших атомных ледоколов «Арктика» и «Сибирь». На «Арктике» уже смонтированные реакторные установки, а само судно находится в высокой степени готовности. «Сибирь» спущена на воду месяц назад – 22 сентября 2017-го года. «Сибирь» и «Арктика» станут самыми большими и мощными атомоходами в мире.

Юлия Медведева

Гиганты "Балтийского завода"

Гиганты "Балтийского завода"

Введите данные:

Forgot your details?