Наши люди в булочную на такси ездят – наконец-то это стало не роскошью, а дешевым и удобным удовольствием. Нажал кнопочку в телефоне и готово. Цена вопроса порой – 100 рублей.
По старинке поймать такси – куда дороже! На днях один бомбила от Красной площади до Пушкинской зарядил мне:
– 1000 рублей!
– Какая 1000? Мне вот Яндекс.Такси 350 рублей объявляет.
– Ой, этот Яндекс и Uber! А вы попробуйте там поработайте!
– А попробую.
Сказано – сделано. Иду устраиваться на работу извозчиком.
БАБАМ ТУТ НЕ МЕСТО
– Здравствуйте, можно к вам на работу водителем? – звоню по первому попавшемуся объявлению.
– Бабам в такси не место! – слышу лаконичный ответ.
Я обзвонила 5 контор – и везде мне сказали то же самое.
– Работа не женская, – объяснил работодатель. – График – 6/1. По 12 часов за рулем, ни одна дамочка не выдержит.
– Я выдержу!
– Если у вас есть своя машина, то можем помочь подключиться к любому сервису – Яндекс, Gett, «Сити». Получайте лицензию и приходите. Свои машины вам не доверим.
Как выяснилось, это был способ от меня элегантно избавиться. Получить лицензию – это тебе не прическу сменить! (См. Справку «КП».)
ПРАВА ЕСТЬ – И СЛАВА БОГУ?
После долгих мытарств я нашла все же автопарк, работающий с Яндекс.Такси. Пришлось пообещать хозяину не 1500 рублей, как все, а 2000 арендной платы.
Подключение к агрегатору поиска клиентов заняло 15 минут. Сфотографировали мои права, паспорт, отправили какому-то там роботу – и все! Никто не проверил у меня ни мастерство вождения, ни количество штрафов. Права есть – и слава богу.
Вообще, если бы я пошла устраиваться в Яндекс.Такси напрямую, то это заняло бы не один день – начиная от открытия своего ИП и заканчивая сдачей тестирования на знание улиц. Но большинство водителей Москвы работают на агрегаторы через посредников – вот таких вот маленьких, частных автопарков-подключашек. Которые за процент от заказов все за тебя оформят и по бухгалтерии проведут.
Яндекс – самый популярный агрегатор (Uber уже, считай, то же самое – они слились), с ним проще. В Gett система проверок водителей серьезней, много заморочек и проверок. К дешевым заказам Gett доплатит до 320 рублей (таким образом, заработок водителя – 260 с копейками), а Яндекс – только до 180. И так далее. Минус, по сути, только один – нельзя работать больше 12 часов подряд. Программа просто отключится и все.
После инструктажа (клиентам не хамить, от заказов не отказываться, правила не нарушать, так как все штрафы тоже на мне), я вышла на линию. На часах было 11.00.
– Эй, ты сумку-то спрячь подальше, – одернул меня более опытный коллега Леха. – Что ты положила ее на переднее сиденье? Украдут. И телефон не разбрасывай особо.
«ОЙ, ВЫ У МЕНЯ ПЕРВАЯ!»
– Ничего себе, женщина за рулем, – заулыбалась девушка-пассажирка. – Вы у меня первая.
Я уж не стала говорить, что она у меня тоже, чтобы не пугать.
Едем в соседний микрорайон за 200 рублей, 160 из которых мои. Яндекс-агрегатор берет 20% от заказа, автопарк еще 10% – на бухгалтерию и «прочие расходы».
Следующего заказа ждала минут 40. Набрала автопарк – мол, где клиенты? Оказывается, я плохо освоила программу «Таксометр» (мобильное приложение для таксистов, которое присылает заказы) и не сбросила предыдущую поездку. И все то время, что я каталась по району в ожидании, работал счетчик. С моей первой пассажирки вместо 200 рублей списали 500!
Сколько я ни звонила в службу поддержки, исправить ошибку не удалось. Контакты пассажирки сразу после завершения поездки исчезли (так положено для безопасности клиента). Будет теперь думать, что женщина-таксистка ее обманула… Прости меня, мой первый пассажир! Верну долг, если найдешься!
«ВАМ ДВОЙКА!»
Из Химок в Тушино. Из Тушина в Мытищи. Из Мытищ в Алтуфьево. Из Алтуфьева в Марьину Рощу… Так к 16.00 я оказалась на юге Москвы, где-то на Пражской.
Глаза болели – постоянно приходится смотреть и на дорогу, и в таксометр.
Пассажиры. О, это отдельная песня. Во-первых, меня сильно удивило, что 90% усаживаются на переднее сиденье. Неужели охота ехать плечом к плечу с незнакомым человеком? Во многих странах, кстати, законодательно запрещено садиться в такси на переднее сиденье. Во-вторых, никто сразу не пристегивается, хотя мой верный робот предупреждает об этом перед каждой поездкой. И ладно бы взрослые. Но и о детях, бывает, не думают.
– Извините, я не буду вас сажать – нет детского сиденья, – говорю я молодой мамочке с полуторагодовалой малышкой. – Отмените заказ и вызовите машину с детским креслом, в программе есть такая функция.
– Ничего я отменять не собираюсь! Да нам ехать 4 квартала всего.
– Нет.
– Я ее на подушку посажу и пристегну!
В итоге она уселась на заднее сиденье и заявила, что из машины не выйдет: «Мы к врачу опаздываем!»
Я стояла на месте. Дамочка перешла на мат. Наконец она отменила заказ, но поставила мне в рейтинге какую-то там супердвойку.
МОЛЧИ, ПАССАЖИР…
Как же наш народ любит поболтать!
– А вы кто? Откуда? Почему в такси работаете? Муж не против? Нету мужа? Ничего себе! Сколько зарабатываете? А вот моя тетя…
И давай трепаться за жизнь. Чего только я не наслушалась, пока ехала. Люди, нисколько не стесняясь, обсуждали друг с другом свои дела, долги, болячки, интимную жизнь. Ей-богу, сделали бы кнопку «молчаливый пассажир», я бы только таких брала, пусть за меньшие деньги.
Кстати, женщины беспокоились за мою безопасность, а мужчины откровенно пренебрегали и даже обзывались. От «Возить ты не умеешь», до «Поворотник включи, дура». «Ну кто так тормозит!» Один дед заявил: «Так, будешь ехать так, как я говорю… Прибавь газу, обгони козла».
Одним словом, дамы, хотите черпнуть шовинизма и гендерного неравенства, идите работать водителем.
ПО ПЯТНИЦАМ НЕ ДО ОБЕДА
В 16.00 я устроила себе перерыв на обед (хотя, как выяснилось, такое мало кто из таксистов себе позволяет). Отключила программу «Таксометр», прикорнула. Звонит босс.
– Ты где, что с линии ушла? Обед у тебя? А, ну давай, только недолго, сейчас клерки из офиса поедут, коэффициент повышенный.
Под конец рабочего дня шеф из автопарка остался недоволен.
– Так мало поработала? Вот что значит девушка за рулем! Мужчины меньше чем на 10 часов не выходят. И рейтинг-то всего 3,2 балла.
Оказывается, мой рейтинг падал все ниже и ниже каждый раз, что я отказывалась от заказа. А за некоторые еще и штраф выписали – по 33 рубля.
– Рейтинг тебе еще и сами пассажиры подпортили. Ты с ними не спорь, а лучше вместо ответа тоже двойки ставь. Таких агрегатор отмечает и посылает к ним плохих водителей, – учил меня начальник.
Рейтинг – самое главное, от него напрямую зависит доход. Чтобы получить самую высокую оценку, надо из 60 заказов принять и выполнить все 60. Но это мало кому удается, так как отказы клиентов тоже записывают на счет водителя.
НОЧЬ СУББОТЫ: ПЬЯНЫЕ, ЛЮБОВНИКИ И ОБМАНЩИКИ
На следующий же день получаю очень крутой по таксистским меркам заказ – из аэропорта «Шереметьево» в подмосковный город Коломна. Новичкам везет! Счетчик показывает предварительную сумму в 2500 рублей. Едем долго и нудно, собирая все субботние пробки.
На МКАД и на вечно ремонтируемой трассе мало выделенных полос. Пассажиры – семья с двумя детьми – вернулись из Турции. Дети капризничают. Глава семейства явно с похмелья, с женой всю дорогу отношения выяснял. В Люберцах тормознули в закусочной поесть. Потом мне надо было на заправку. Вся поездка заняла около 3 часов.
Следующий заказ: веселая и шумная компания вызвала такси в центр на тусовку. Опять 2500 рублей мне прилипло. Но, оказывается, рано я обрадовалась. Только вот всю обратную дорогу мы у супермаркетов с алкоголем тормозили и покурить. А в конце подростки в последний момент поменяли способ оплаты с безналички на нал и просто сбежали.
– С новичками это обычное дело, – ответил на мои слезы начальник, – поэтому всегда проверяй в конце поездки, какой способ оплаты.
Время было уже за полночь. Я начала возить первых пьяных пассажиров. Из центра в область. Куда-нибудь к МКАД сгонял и быстро по выделенке тут же мчишь обратно. Потому что ночью из Москвы выгоднее всего отвозить – идет тройной тариф. Но чем глубже ночь, тем пьянее и развязней были мои пассажиры. Многие на заднем сиденье приступали к любовной прелюдии. А одна парочка, что ехала в Одинцово, вообще минут через 10 езды перешла практически к основному действию. Так, что даже мое водительское сиденье ходило уже ходуном.
– Кхе, кхе, извините, не могли бы потише, – не выдерживаю я.
Им хоть бы что.
– Скажи спасибо, что к тебе самой еще никто не приставал, – комментирует мои приключения босс Леша.
– Слава богу, нет, – успокоила его я. – Очень прилично все, только одна компания настойчиво предлагала к ним присоединиться.
Я тоже побаивалась приставаний, потому выработала тактику поведения – ни с кем ни в какие разговоры не вступать, переднюю дверь заблокировать, чтобы все назад садились, музыку не включать и всех пассажиров заставляла обязательно пристегнуться. Ну и, конечно, никаких улыбок и прочих хи-хи, ха-ха. И это сработало.
Но ближе к трем ночи я поехала в парк сдаваться.
За эту 11-часовую смену я заработала грязными 11 000 рублей (см. «Сколько заколачивают яндекс-бомбилы в Москве»). Шеф очень удивился моей цифре.
– О, стахановец! Но сегодня у всех много – дождя не было. В субботу в дождик все пассажиры дома сидят…
Правда, в понедельник мне прилетели еще и штрафы – на 2000. Все с выделенных полос. Половина за превышение скорости, а еще половина за пересечение ее в неположенном месте. Вот это я покаталась!
Что в сухом остатке? Зарабатывать приличные деньги в такси можно, но только на своей машине и работая не меньше 10 часов в день. Некоторые водители заколачивают в месяц по 150 000. Но пашут так, что засыпают за рулем…
РАЗГОВОРЧИКИ
Ночью на базе собрались мои уставшие коллеги с красными глазами. Многие вышли на линию еще в 9 утра.
– Один у нас вообще в Сочи вон уехал, – рассказывает таксист Армен.
– Как это?
– Да такое часто бывает. Люди на самолет опоздали и прямо с чемоданами из «Домодедово» к морю и рванули. Договорились с ними на 50 000 (без счетчика, конечно). Во время чемпионата мира наши машины по всей России гоняли, не всем болельщикам билетов на поезда и самолеты хватало. Автопарковый микроавтобус неделю возил компанию мексиканцев – и в Саранск, и в Ростов. Водитель хорошо заработал, больше 300 000. Сейчас сам отдыхает где-то на морях.
– Но такая лафа только на больших мероприятиях?
– Нет! Странные пассажиры, как мы их называем, не редкость, – подхватывает разговор другой водила, Михаил. – В начале лета я лично вез девушку в Волгоград. Она не торговалась, сразу на 75 000 рублей согласилась. Села в такси у автосалона. Везла с собой какой-то кейс. Я так думаю, это наличка была, крупная сумма. Но самая прикольная история у меня с одним приятелем приключилась. Как-то осенним вечером пришел ему заказ с улицы Сходненской. Он подъезжает, а пассажир: «До Владивостока довезешь? 400 000 рублей». Сторговались они, что
450 000 и все расходы по бензину и ночевке на заказчике. Сел этот пассажир, еще какая-то женщина с ребенком и два чемодана в багажник засунули. Так и проехали 9500 километров. Там Пашка два дня передохнул и обратно. Вернулся, на эти деньги машину еще одну взял и тут же ее в аренду в такси сдал…
КСТАТИ
Департамент транспорта Москвы уже не раз всерьез говорил о введении нормативов для работников такси – 8 часов в день. Однако такие инициативы вызывают бурный протест. Такого рабочего времени сотрудникам едва хватает, чтобы отбить аренду и бензин.
Число ДТП на дорогах Москвы с участием такси год от года растет. Только за первое полугодие 2018 года их было на 37% больше, чем за весь предыдущий 2017-й.
Женщины-водители за баранкой такси встречаются все чаще. Некоторые находчивые предприниматели даже делают на этом деньги, беря с клиентов дополнительную плату, если есть желание, чтобы везла женщина.
Часто услугами женщин-водителей пользуются родители детей, так им кажется безопаснее отправлять ребенка в такси одного.
АНЕКДОТ В ТЕМУ
– Ты где работаешь? – спрашивает девушка на первом свидании.
– В Яндексе.
– Понятно, таксист.