Каждый китаец хочет сесть на стул, на котором сидел Ленин

Каждый китаец хочет сесть на стул, на котором сидел ЛенинВ год столетия русской революции в Санкт-Петербурге проводится масса выставок и экскурсионных программ на тему революционной жизни Петрограда. Музейщики с удовольствием отмечают востребованность «красных маршрутов», но попутно сетуют на засилье незаконных гидов, искажающих историю, и поверхностность некоторых туристов, падких на визуальные эффекты. Впрочем, у представителей музейного сообщества в этом году есть, чем удовлетворить запросы как ценителей истории, так и любителей нетривиальной интерпретации темы революции.

Сто лет в эпоху мифов

Мы прожили сто лет в эпоху мифов, а к настоящему времени лишь совсем немного приблизились к пониманию событий 1917-го года, считает директор историко-мемориального музея «Смольный» Николай Третьяков.

«Мы живем ровно через сто лет после событий, которые перевернули всю Россию. В лучшую или худшую сторону, нельзя сказать. Я думаю, нужно еще сто лет, чтобы сказать, в какую сторону мы повернулись. Мы прожили сто лет в эпоху мифов – мы мифологизировали российскую историю, придумали историю Октябрьской революции (даже Ленин не называл это революцией, он говорил «переворот»), придумали штурм Зимнего, придумали всякие истории. Сначала много говорили и писали мифов об Октябрьской революции в духе «ура-ура!», потом в 90-е стали писать какие-то гадости – маятник качнулся в другую сторону. Владимир Солоухин дописался до того, что Ленин вообще не человек, а гриб… К настоящему моменту мы лишь на ступенечку поднялись в понимании событий тех лет. Я считаю, что мы очень мало знаем о революции», – говорит Николай Третьяков.

Как свидетельствует статистика, людей по-прежнему волнует эта тема, им тоже кажется, что их знаний маловато и они стремятся получить еще. В пользу этого соображения говорит и резкий рост интереса к «красным маршрутам» и музеям, связанным с темой революции. Так, например, на 40% выросла посещаемость знаменитого музея «Шалаш», связанного с именем Ленина. В два раза выросла посещаемость труднодоступного для посещения российскими туристами музея «Смольный». Статистику делают иностранцы. Каждый день там проходит по три-четыре экскурсии для гостей со всего мира. На 1 июля музей посетило свыше 20 тыс. человек.

«Люди от Аргентины и Израиля до Варшавы и Парижа – все направили свои стопы в Смольный: посмотреть, что же там происходило и происходило ли «это» – то, о чем снято так много фильмов, написано много романов и живописных произведений», – комментирует Николай Третьяков.

Китайский турист

Больше всего, безусловно, тема столетия революции притягивает китайских туристов. Они целыми автобусами едут по знаковым местам, в возбуждении фиксируя каждую мелочь камерой смартфона. Однако глубокой заинтересованности в истории у этой категории путешественников по «красным маршрутам» нет, вынуждены констатировать музейщики. Китайские туристы похожи на детей, а китайские гиды – гораздо хуже – смахивают часто на информационных вредителей, произвольно сокращая и искажая историю.

«Каждый китаец хочет сесть на стул, на котором сидел Ленин в ночь с 24 на 25, где он написал декрет о мире. Он думает, что это аттракцион. В Китае много музеев, но у них нет музейной культуры, отношения к экспонатам, понимания», – делится впечатлениями Николай Третьяков.

«Китайцев интересует все – но они по-детски, очень наивно воспринимают информацию. Их действительно больше интересуют визуальные эффекты: сфотографироваться на фоне шалаша или еще что-то. У них пока нет полноты восприятия. Они восторгаются всем, чего не видели», – поддерживает коллегу директор Историко-культурного музейного комплекса в Разливе Наталья Коваленко.

Но если на изменение со временем поведения китайского туриста музейщики готовы надеяться, то с безграмотностью китайских «серых» годов мириться не желают. Слишком примитивно, а нередко с огромными искажениями, преподносится туристам история. «Тихим ужасом» называет ту информацию, которую несут в массы китайские гиды, директор музея «Смольный». «То, что они говорят о Ленине – вообще полная ерунда», – говорит музейщик. Специально для того, чтобы бороться с этим явлением в музее подготовили книгу на китайском – выверенную как по содержанию, таки по стилистике и грамотности. Все в интересах небезразличных к истории туристов из Поднебесной.

Впрочем, деятельность русскоговорящих «серых» гидов тоже наводит на специалистов ужас. Например, территория музейного комплекса в Разливе ничем не огорожена и отсечь горе-экскурсоводов от проведения некомпетентных экскурсий невозможно. «Какие китайцы? Тут на русском языке рассказывают такое – волосы шевелятся на голове. Мало того, что эти «гиды» не знают историю, они не знают, куда людей привезли, что там говорить про исторические фамилии», – возмущена Наталья Коваленко.

Куда податься за адекватной информацией и впечатлениями?

Тех, кого по-настоящему интересует история революции, зовут на специально подготовленные к столетию русской революции выставки и форумы. Музеи подстроили формат своей работы так, чтобы интересно было и знатокам истории, которых волнуют тонкости, и тем, кто с большим удовольствием получил бы более доступную информацию в зрелищной форме.

Государственный музей «Смольный» занимается «красным туризмом» уже без малого 90 лет. В этом году выставочные проекты объединены в цикл, который состоит из трех выставок. «Выставочные проекты, которые мы в этом году проводим, это цикл, который состоит из трех выставок. Первую мы открыли ко второму марта, к Дню отречения последнего российского императора, выставка называлась «Время надежд», рассказывала о февральской революции. Вторая выставка будет открыта в августе. Приурочена она к переезду в Смольный Петросовета. Два вождя – Ленин и Троцкий. Это проект совместный с музеем истории Гулага. Мы попытаемся поразмышлять о роли личности в истории. Третья, большая выставка юбилейная будет, в октябре «Смольный – штаб октября». Планируется она на ноябрь – декабрь», – рассказала заместитель директора по научной работе музея «Смольный» Татьяна Конышева.

А вот на территории музейного комплекса в Разливе история революции будет подана в нетривиальном формате. На сентябрь там запланировано проведение фестиваля этнокультуры и музыки вместе с современным искусством и выставкой «Паблик арт».

«Ежегодную выставку «Паблик арт» на территории музея «Шалаш» мы решили посвятить посылу в будущее – что будет через тысячу лет. Современные художники у нас будут делать объекты из сена, которые заставят посетителей территории музея «Шалаш» подумать, а что же может случиться через тысячу лет. Одним из арт-объектов у нас будет большая пирамида из сена», – поделилась анонсом Наталья Коваленко.

Напомним, что помимо перечисленных музеев десятки городских музеев и площадок связывают в этом году свои мероприятия с осмыслением темы революции – от Эрмитажа и Авроры до самых маленьких выставочных пространств.

Юлия Медведева

Введите данные:

Forgot your details?