Ленинград и Берлин в фотографиях братьев Хенкиных: трагическая судьба и две стороны повседневной культуры

Ленинград и Берлин в фотографиях братьев Хенкиных: трагическая судьба и две стороны повседневной культуры

В Главном штабе Государственного Эрмитажа открылась выставка под названием «Братья Хенкины: открытие. Люди Ленинграда и Берлина 1920-1930-х годов». Экспозиция приглашает в мир, запечатленный на пленку родными братьями Евгением и Яковом Хенкиными, которые после Октябрьской революции оказались в двух разных городах, а то и мирах – Ленинграде и Берлине. Позже Евгения арестовали и расстреляли НКВД, а Яков погиб в бою, на фронте.

Два брата и две истории, омраченные трагической гибелью обоих, две жизни и два взгляда на повседневность городов с разным общественным, политическим и культурным укладом – это мир, увиденный ими через объектив, перенесенный в день сегодняшний, приобретший особенную историко-художественную ценность и ставший артефактом одного из самых непростых для Ленинграда и Берлина времен.

В семейном архиве братьев Хенкиных хранилось около 7000 снимков, однако, на выставке в Эрмитаже представили небольшую часть богатой коллекции – 142 отпечатка, предоставленных ассоциацией «Архив братьев Хенкиных» и лично внучкой Якова Хенкина Ольгой Масловой-Вальтер, которая присутствовала на открытии экспозиции.

Дмитрий Озерков, куратор выставки и заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа рассказал корреспонденту НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ о том, какое значение приобретает экспозиция для молодого поколения, которое только начинает знакомиться с той эпохой:

«Мы собираем информацию о том, что происходит в мире: люди, коллекции, художники, все, что угодно. Из огромной массы информации мы вытаскиваем единицы проектов, которые мы делаем. Дальше мы выстраиваем некую последовательность, например, чтобы живопись сменялась фотографией, сменялись страны, люди. Нам показалось, что из тех фото-проектов, что существуют, мы должны сделать этот. Потому что сейчас это актуальная, важнейшая тема. И мы открываем два имени, которые никому не были известны и теперь станут, разумеется. Молодые люди должны понимать, что тот момент, в который они живут – уникальный. Этот момент, каким они его фиксируют, каким запомнят, таким он и войдет в историю. Другого пути в истории нет»

Ленинград и Берлин в фотографиях братьев Хенкиных: трагическая судьба и две стороны повседневной культуры

Ленинград и Берлин в фотографиях братьев Хенкиных: трагическая судьба и две стороны повседневной культуры

Попадая в помещение, где расположена экспозиция, гость окунается во мрак, прерываемый свечением красных ламп. Такая световая композиция не случайна: условный антураж выставки проникнут атмосферой настоящего, самого первого кабинета-лаборатории, где более сорока лет назад отпечатки получали право на жизнь с легкой руки умелого фотографа.

София Дикарева, сотрудница компании «TIM», задействованной в оформлении выставочного пространства, рассказывает:

«Концепция предполагала стилизацию под домашнюю лабораторию. Если посмотреть на конструкцию, то можно увидеть, что естественным образом мы ржавели железо. Если представить себе обычную столешницу, то вид бы она потеряла. Акцент сделан на небольшие детали, которых, вроде бы, поначалу не видно, но они создают эту стилизацию»

Ленинград и Берлин в фотографиях братьев Хенкиных: трагическая судьба и две стороны повседневной культуры

Ленинград и Берлин в фотографиях братьев Хенкиных: трагическая судьба и две стороны повседневной культуры

Экспозиционные стенды выстроены в форме буквы «Х», озаглавливая пространство фамилией братьев Хенкиных. В центре – небольшая, но самая настоящая фотолаборатория. На столах стройными рядами расположились кюветы – небольшие черные емкости прямоугольной формы – с помещенными в них фотографиями. Если внимательно присмотреться, можно заметить: они погружены в воду, а перед нами часть процесса рождения фотоснимка, когда бумага погружается в воду и очищается от реагентов и эмульсий.

Ленинград и Берлин в фотографиях братьев Хенкиных: трагическая судьба и две стороны повседневной культуры

Не постановочная, живая, авторская фотография – это богатство, в котором по крупицам собрана эпоха. В таком снимке – жизнь города как она есть, без позирования, исключающая категории «специально», «нарочно», «спланировано».

«Уникальность этой выставки, прежде всего, в том, что эти документы сохранились и что сохранились они в первозданном виде, и в том, что фотографии сделаны не по заказу, не для кого-то, а для себя. Главная мысль состоит в том, что у нас у всех есть какие-то документы – домашние архивы, фотографии, любительские съемки – и что часто эти документы могут оказаться важнее, чем некая официальная версия», – рассказывает Дмитрий Озерков.

Ленинград и Берлин в фотографиях братьев Хенкиных: трагическая судьба и две стороны повседневной культуры

Гостей на церемонии открытия вернисажа поприветствовал Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский:

«У нас сегодня трогательная выставка. Два человека, два брата, два фотографа-любителя, хотя слово «любитель» не годится. Оба снимают жизнь, окружающее и оба погибают в сороковые годы. <…> Это удивительный художественный материал»

Ленинград и Берлин в фотографиях братьев Хенкиных: трагическая судьба и две стороны повседневной культурыЛенинград и Берлин в фотографиях братьев Хенкиных: трагическая судьба и две стороны повседневной культуры

Ленинград и Берлин в фотографиях братьев Хенкиных: трагическая судьба и две стороны повседневной культуры

Ленинград и Берлин в фотографиях братьев Хенкиных: трагическая судьба и две стороны повседневной культуры

Анастасия Борисенко

Введите данные:

Forgot your details?