«Мама, мне воспитатель рот скотчем заклеила!» Как я пыталась защитить своего ребенка от жестокости в детском саду

Дочь сидела у меня на коленях и чистила зубы перед сном.

– Мам, а мне сегодня воспитатели пообещали рот клеем заклеить, а потом заклеили… скотчем… Ленточку под него положили и заклеили! Я другим деткам спать мешала, – дочь поджала губы и виновато посмотрела на меня.

Воспитатели и правда не раз жаловались мне, что дочь плохо спит днем.

– А ленточку зачем подложили?

– Чтоб скотч лучше держался!

На этих словах в моей голове пронеслась шальная мысль: а ведь с ленточкой скотч не оставит следов на лице.

– И ты что, спала со скотчем?

– Да, так спала, – спокойно, будто это само собой разумеется, ответила дочь и на мой вопрос «кто тебе это сделал?» назвала имя одной из двух воспитательниц.

– Сочиняет, – решила я.

Запад Москвы. Элитный район Крылатское. Наш садик тут считается одним из лучших. А уж воспитатели – чудо! Стаж – 30 лет, все эти годы две женщины работают рука об руку и всегда только в младшей группе. Нас, как и многих других, к ним привело сарафанное радио. И кашей то детей они докормят, и обнимут, приголубят, расцелуют. Да и группа у нас единственная платная во всем саду, с допобразованием. Дочь моя пришла в сад в сентябре, ей как раз исполнилось три года. В воспитателей влюбилась сразу. В сад не шла – летела, домой не уведешь! И тут на тебе. Чушь какая-то.

Но утром, когда мы собирались в сад, дочь опять повторила историю про скотч. «Воспитатели меня больше не любят, ругают, наказывают», – надувшись, сказала она и впервые за все время не назвала педагогов уменьшительно-ласкательными именами.

Придя в сад, я спросила у воспитательницы, были ли вчера в группе какие-то разговоры про заклеенный рот.

– Кто-то из детей говорил, не помню, кто, – ответила воспитатель и обратилась к дочери. – Мы же не заклеиваем вам рты?

Дочь странно потупилась, а потом резко подняла голову и молча посмотрела воспитательнице в глаза.

– Или все-таки заклеиваем? – засмеялась педагог и пошла к другим детям.

Воспитатель, которая, по словам моей дочери, заклеила ей рот, в тот день работала во вторую смену. Напарница уже передала ей наш утренний разговор.

– Слушайте, мы сколько раз уже говорили всем родителям, не слушайте вы своих детей! Они постоянно сочиняют! Слушайте то, что мы вам говорим! – наставляла меня воспитатель.

– Она что-то про скотч сказала и про ленточку, – заметила я осторожно.

– Я даже слышать этого не хочу! Я сегодня не усну! – взмахнула руками воспитательница, а потом поклялась всем на свете, что ни про клей, ни про скотч, ни про заклеенные рты даже разговора в группе не было.

Она была так убедительна, что я поверила.

«НЕ БУДЕТЕ СПАТЬ — И ВАМ РТЫ ЗАКЛЕИМ!»

Но на следующий день в нашей группе произошла еще одна история. Один из мальчиков рассказал дома родителям, что та же самая воспитатель во время еды дважды ударила его по шее и щеке, так как он хулиганил за столом. Родители испугались, у мальчика какое-то время назад было сотрясение мозга. Утром они пришли к воспитательнице и попросили физические наказания к их сыну не применять. Бежать с жалобами по инстанциям никто не собирался.

– Родители, да что с вами такое?! Мы уже не хотим ходить на работу! Давайте проводить общее собрание! – закричала воспитатель.

Те родители, что привели детей в сад чуть позже, рассказали, что застали воспитательницу всю в слезах. Она плакала полтора часа. Ее реакция была явно несоразмерна сказанному родителями мальчика. Налицо был нервный срыв.

После этого я решила попросить других родителей как бы между делом поинтересоваться у своих детей: наказывают ли воспитатели тех, кто не спит во время тихого часа? Если наказывают, то как? Рассказ своей дочери я изложила вкратце, чтобы другие родители просто понимали, о чем идет речь. Все родители, как один, мне ответили: «Быть такого не может! Но ладно, спросим».

А потом раздался звонок. И еще один. И еще. И сообщения. Несколько сообщений от родителей. Пять детей из группы (!) подтвердили, что воспитатели заклеили моей дочери рот. Кто-то из детей называл скотч пластырем, а ленточку – ниточкой, одни называли ее синей, а другие – красной, но все это дети рассказали не сговариваясь. По их словам, воспитатели пригрозили: не будете спать – вам тоже заклеим рты! Один мальчик признался, что так испугался, что лежал и плакал под одеялом. И главное – детям запретили рассказывать о произошедшем родителям. Мы понимали: коллективно выдумать такую историю (при том, что воспитатели отрицали даже сам факт разговоров на эту тему) дети просто не могли.

«НЕ НРАВИТСЯ – УХОДИТЕ!»

Новый день в саду – и новая история. Среди ночи дочь просыпается и истошно кричит: «Мама, у меня болит голова!». Что, как, почему?! Рассказывает, что в саду ее толкнули, она упала и ударилась головой об стол. Ее все жалели, в том числе та самая воспитательница «со скотчем». Трогаю – и правда, на голове небольшая шишка. Даю ребенку обезболивающее. Следующим утром в саду спрашиваю у воспитательницы: а дочка вчера сильно головой ударилась?

– Ваша дочь не падала! И я никого не утешала. Она все сочиняет! – уже не скрывая раздражения, ответила воспитатель.

– Если вам тут не нравится, может, перейти в другую группу? – предложила вторая воспитательница. Накануне тоже самое было предложено сделать родителям мальчика, который пожаловался на то, что его ударили.

Спрашиваю у находящихся в раздевалке детей, падала ли вчера моя дочка. Те подтверждают: да, ее утешали всей группой.

И тут я наконец поняла: меня обманывают! Зачем? А чтобы показать: моей дочери вообще ни в чем нельзя верить. После этого мы вместе с другими родителями все же решили обратиться к заведующей садом и директору школы, в ведении которой сад находится. Но до этого я проконсультировалась с детским психологом. Она два часа общалась с ребенком и подтвердила: инцидент со скотчем в саду был. А дома мы поиграли с дочкой в детский сад. И она легко и уверенно показала на своих игрушках, как это – заклеить рот скотчем с использованием ленточки.

Руководители сада и школы нашим рассказам, конечно же, не поверили.

– Кто угодно, но только не эти педагоги! Да к ним очередь стоит, чтоб детей устроить. О них прекрасные отзывы по всему району, – ответили нам.

Тогда мы показали видеозаписи детей, на которых они рассказывают о скотче на лице моей дочери и угрозах воспитателей. А заодно попросили установить в нашем саду камеры.

– Если рассказы ваших детей подтвердятся, то это уголовное преступление, и виновные будут наказаны по всей строгости, в назидание другим. Но и отстранять воспитателей от работы без достаточных на то оснований мы не будем. Они могут подать на нашу школу иск в суд о защите чести и достоинства. И кстати, в таких случаях воспитатели всегда выигрывают, – сказал нам директор школы.

Он пообещал, что садовский психолог поработает с нашими детьми, а воспитательницу «со скотчем» на это время просто переведут в другую группу.

Нам оставалось лишь ждать результатов проверки (на нее дается месяц, но руководство школы обещало обернуться гораздо быстрее). Мы мирно разошлись по домам, в глубине души еще надеясь: вдруг это недоразумение, и в итоге нам объяснят, что за коллективные галлюцинации посетили детей.

А потом наша жизнь превратилась в ад…

«НАТРАВИМ ОПЕКУ И ПОЛИЦИЮ»

Информация о том, что одну из воспитательниц переводят в другую группу, разнеслась мгновенно. «Что случилось? Кто написал жалобу на наших замечательных воспитателей?!», – посыпались вопросы в нашем родительском чате. У многих дети в это время болели, и они понятия не имели о происходящем.

В ответ один из родителей кратко изложил ситуацию, предложив спокойно дождаться результатов проверки. И понеслось.

«Необходимо покинуть группу детям, чьи родители недовольны! Не нравится – никто не держит!». «Кто у нас свидетель?! Трехлетний ребенок?!». «Огласите всем родителям, какие детки это сказали! Дело может дойти до суда, как в сторону воспитателей, так и обвинителей!».«Не пытайтесь нам открыть глаза на то, чего нет!». «Обвинили педагогов, ни в чем не попытавшись разобраться! Написали кляузу и ждут, как же на эту бумажку отреагируют! Как их призвать к ответу?!», – высказывались возмущенные родители.

Потом они стали строить свои версии произошедшего: «Родитель этот работает и ребенок целыми днями в садике, вот и придумывает истории, чтобы в сад не идти!». «Ребенок мог увидеть это по телевизору, если родители неконтролируемо его оставляют перед ним. А там в этот момент какой-нибудь ужастик или «Бандитский Петербург» показывали».

Прошло еще несколько часов, и в чате началась откровенная травля.

– Если трехлетний ребенок рассказывает про заклеенный рот, то, может, не мешало бы и семью проверить?» – задалась вопросом одна из мамаш.

– Опеку обязательно надо подключить и милицию, и прокуратуру за жестокое обращение с ребенком. Посмотрим, чем это для семьи закончится – сыпала угрозами другая мамаша, которая буквально накануне мило здоровалась со мной и с моей дочкой. «У нее ребенок вообще очень агрессивный и создает опасность детям!» – заключила она.

– Пусть за клевету ответят, за психологическую травму всех детей, которые любят своих воспитателей и завтра их не увидят! Им должно быть понятно, что в этой группе ни у них, ни у их детей ничего хорошего уже не будет, – добавила третья.

Некоторые родители откровенно написали, что они в принципе не хотят ни в чем разбираться. Они верят в воспитателей и точка. Впрочем, их разбираться никто ни в чем и не просил.

Одна из родительниц поделилась в чате своей историей: «Моей старшей дочери (сейчас она в 8 классе) тоже, как говорили, заклеивали в саду рот и даже завязывали глаза (я об этом узнала уже после ее выхода из детсада). Но честно, может, я плохая мать, раз не отреагировала. Но моя дочь была той еще штучкой – оторви и выброси… Закрывала всю группу на ключ в комнате сна и много чего еще. Но чтобы бежать сразу к заведующей… и писать в инстанции… это совсем жестоко по отношению к воспитателям».

– Воспитатели сказали, что большинство родителей в защиту завтра к 9 собираются! – появилось сообщение в нашем чате.

Брошенный педагогами клич о помощи быстро вышел за пределы нашей группы. Скоро об этом знал весь сад, а потом и район – призыв встать на защиту «педагогов с большой буквы» раскидали по соцсетям.

Утром встречаю в саду одну знакомую, она бежала ставить свою подпись под петицией.

– Что за дуры у вас воспитателей хотят уволить?! Это ж бред!».

Спокойно рассказываю ситуацию.

– Ушам своим не верю. Может, они просто устали? – недоумевает знакомая.

А устать воспитатели действительно могли. Работают практически с утра до вечера. По правилам им должна помогать няня. Но воспитатели поделили ее ставку пополам, чтобы побольше зарабатывать. Посуду за детьми и то самим мыть приходится.

«МОИ РОДИТЕЛИ ТЕБЯ ОТЛУПЯТ!»

Две мамы, чьи дети подтвердили историю со скотчем, попросили нас не раскрывать их имена другим родителям и воспитателям. Боялись, что это плохо отразится на их детях. Мы передали эту информацию лишь руководству школы, но она моментально утекла. Одной из мам стали писать другие родители и требовать отказаться от своих слов, сказать, что ребенок уже не подтверждает историю. Взывали к совести, требовали не допустить увольнения заслуженных педагогов. У другой мамы и вовсе попросили показать переписку с нами. Хотели узнать, не выбивали ли мы из ее ребенка «признательные показания». Женщина в просьбе отказала. Тогда ей пригрозили судом. Мол, там то уж точно придется показать!

– Не пытайтесь мне угрожать, я этих родителей понимаю. Когда ты получаешь информацию от ребенка, ты хочешь знать, откуда она, даже если она не верная! – отшила их смелая мама.

Травля родителей родителями быстро перекинулась на детей. На следующий день после бурной переписки в чате дочь одной из радикально настроенных мамаш подошла к моей, отвесила ей пощечину и сказала: «Вечером придут мои мама и папа и тебя отлупят, ты – плохая!». Эта девочка и раньше била других детей, но родителями не угрожала. Было похоже, что ее настроили на нужный лад дома.

Посыпавшиеся угрозы заставили нас снова пойти к директору школы. Мы просили убедить других родителей перестать раздувать скандал и оградить нас и наших детей от нападок. Директор с пониманием кивал, а через несколько дней, еще до официального ответа нам, решил столкнуть лбами «довольных» и «недовольных» родителей, пригласив всех на собрание.

«К ПСИХИАТРУ ЕЕ!»

Руководству школы очень хотелось, чтобы те, кто написали жалобы, а также все остальные усомнившиеся в воспитателях, наконец, открыли свои лица негодующей общественности. И что уж совсем удивительно, на собрание позвали вторую воспитательницу, оставшуюся работать в нашей группе. Кстати, дети рассказывали, что она видела, как моей дочке заклеили рот скотчем. Видела и не заступилась. А один ребенок и вовсе сказал, что это она заклеила моей дочке рот.

– Наше служебное расследование близко к завершению, как видно по полученным данным, правда – на стороне воспитателей, – заявил директор, при этом не раскрыв никаких результатов проверки. – Давайте лучше поговорим о том, что привело к такой ситуации и как нам дальше жить!

– Если есть возможность на ровном месте без основания писать жалобы, то они могут писаться каждый день! Сегодня не покормили, завтра избили, потом кирпич на голову уронили, и у вас постоянно будет разделение группы, кто «за», кто «против». Как вы дальше будете вместе существовать в этой группе? – заметил юрисконсульт школы.

Родители, чьих детей эта история не коснулась, только того и ждали.

– Нам бы эту маму отправить на психиатрическое освидетельствование! Очень много вопросов, почему она написала заявление на воспитателей. Некоторые психиатрические диагнозы могли бы это объяснить! – предположила одна мама. Родительский ку-клукс-клан набирал обороты.

А другая родительница припомнила наш с ней разговор о наказаниях, применяемых в детсадах в советское время. Я ей рассказала, что, например, у нас в саду хулиганивших детей во время тихого часа голыми (в трусах и в майках, естественно) сажали на стул в группе. Однажды так наказали и меня. Мне было ужасно стыдно и обидно вот так сидеть. Но это все же лучше, чем скотч.

– Да у этой мамы психологическая травма детская! Ее голой на стул сажали, вот и сочиняет! Надо защитить воспитателей от таких неадекватных людей! – кричала на собрании моя собеседница.

Кстати, как нам рассказала заведующая садом, «стул наказаний» – единственное, что разрешено применять в дошкольных учреждениях, чтобы утихомирить непослушного ребенка. Есть такой стул (с жесткой неудобной спинкой) и в нашей садовской группе, правда, сажать на него разрешено лишь полностью одетых детей.

Одна из мам сообщила, что работает в судебной экспертизе в области сексуальных преступлений.

– Детей до 5 лет мы не привлекаем в качестве свидетелей к судебным разбирательствам, они не могут описать, кто что сделал и кто куда пошел, – рассказала она.

«В ТРИ ГОДА НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ТАКОЕ СКОТЧ»!

Чтобы окончательно убедить всех присутствующих в том, что воспитателей оклеветали, на собрание пригласили родителей ранее водивших детей в нашу группу.

– У нас был мальчик, который во время тихого часа дурниной орал на весь детский сад «помогите!». Так наши воспитатели на руках весь тихий час укладывали этого ребенка спать! Что, за 2 года воспитателей так переклинило?! О каком скотче может идти речь?! – возмущалась одна из мам.

– Вся эта история – либо пиар, либо тешенье самолюбия за счет других людей! Уважаемым людям всю карьеру, всю жизнь хотят смешать с дерьмом! С таким хамством родителей надо бороться через суд! – вторила ей другая мама под общие аплодисменты.

Юрисконсульт школы рассказал, что советовался к криминалистом, и, мол, тот очень удивился, что дети в 3-4 года знают, что такое скотч. «Если группа детей легко бравирует словом скотч, значит, скотчем пользовались у них дома», – заключил криминалист. Конечно, мы пользуемся дома скотчем. И наши дети прекрасно знают, что это такое. Можно подумать, они заявили, что знают, что такое обрез или пневматика.

А воспитательница заговорщически поделилась с родителями, что моя дочь на занятиях в группе режет скотч гораздо лучше, чем бумагу.

– Честно, мне это не нравится! – заметила педагог, видимо, намекая на то, что у нас дома со скотчем проводятся какие-то эксперименты. Она, наверное, забыла, что не далее как осенью нас попросили принести в сад поделки из пуговиц. Так вот лично мы прикрепляли пуговицы на картон с помощью двустороннего скотча. Я научила дочь отрезать скотч, и в конце она уже весьма ловко справлялась с этим заданием. А еще мы скотчем заклеиваем на даче коробки с овощами и фруктами для транспортировки, и дочь не раз помогала в этом бабушке. При этом до посещения детского сада ребенку почему-то ни разу не приходило в голову, что скотчем можно заклеивать рот!

Завершая собрание, директор предложил собравшимся согласиться на установку в группе видеокамер (для этого нужны подписи всех родителей).

– Зачем нам следить за детьми?! Побойтесь бога, я вас умоляю! Я против того, чтобы моего ребенка снимали! – тут же возразил один из пап.

О ДЕТЯХ И НЕ ВСПОМНИЛИ

Жестокое обращение с детьми в садах, увы, не редкость. В прошлом году в другом садике нашего района воспитатель пенсионного возраста с внушительным стажем накинулась на ребенка в ясельной группе. Судя по полученным травмам (царапины в области груди, растяжение шеи) ребенка трясли за грудки. К тому же малыша еще напичкали успокаивающим. Из группы мама выносила ребенка на руках, идти сам он не мог. Полгода в этом деле разбиралась прокуратура. В итоге воспитателя и директора школы уволили. Но уголовное дело так и не возбудили – не было ни записей с видеокамер, ни свидетелей истязания ребенка. А вот реакция родителей даже в том, совершенно вопиющем случае, была точно такой же, как и у родителей из нашей группы. «Вы нам свинью подложили! Нашим детям с этим воспитателем было хорошо, их не обижали!» – заявили они маме пострадавшего ребенка.

Родители, вынужденные защищать своих детей, попадают в театр абсурда. С их малышом что-то произошло, они не спят ночами, не знают, куда бежать, к кому обратиться, а против них вдобавок поднимается народное ополчение. Незаслуженно, бездоказательно обвинять педагогов в жестоком обращении, конечно же, недопустимо. Тогда с нашими детьми просто некому будет заниматься. Но ведь и замалчивать рассказы детей, правдоподобность которых к тому же подтверждена независимыми психологами, – не меньшее преступление.

Никто из нас не требовал воспитателей линчевать, мы просто хотели разобраться. Если бы нам сказали, что история со скотчем была шуткой или игрой, возможно, мы бы в это даже поверили. Потому что нам очень хотелось в это верить. Но ответов на свои вопросы мы так и не получили. И самое удивительное: за все это время о наших детях никто и не вспомнил.

Воспитателям и их защитникам нужно было скорее изгнать нас из группы, вернув все на круги своя, а руководству – не дать очернить репутацию учреждения. А, может быть, было бы правильнее, если бы заслуженные педагоги вместо того, чтобы спрашивать у родителей «да что с вами такое?!» и указывать на дверь, для начала попытались бы разобраться «а что же такое с детьми?». И если бы директор школы вместо того, чтобы позволять прилюдно оскорблять «жалобщиков», сказал: «Беспокойство родителей нам понятно, но вину воспитателей мы не признаем. Теперь давайте подумаем, как вместе помочь детям, завязанным в этом конфликте!». Вместо этого больше 20 родителей, посетивших собрание, час слушали выступления на тему «дети врут!». А как они отреагируют, если когда-нибудь их ребенок расскажет им историю, подобную той, что мы услышали от наших детей? Закроют на это глаза? Ведь жутко компетентные люди им сказали «не верить!».

К тому же эти родители теперь хорошо понимают, что бывает с «недовольными». Став участниками или просто свидетелями травли в отношении нас, они вряд ли рискнут сами оказаться в роли объектов подобной травли. Потому что это очень страшно. И тогда возникает главный вопрос: а кем же мы хотим видеть наших детей? Теми, кому не верят собственные родители? Теми, кого травят и с чьей-то легкой руки превращают в изгоев? А может, мы хотим их видеть трудными подростками, у которых съезжает «крыша» от отсутствия поддержки в семье, злобы окружающих и собственного бессилия, и тогда они хватаются за оружие и вбегают в школьные классы, чтобы расправиться с учителями и другими учениками, как это было в Шадринске, Перми, Улан-Удэ?

Можно ли назвать наше общество здоровым, если даже в младшей группе детского сада ребенка и его родителей готовы сожрать живьем за то, что они посмели открыть рты в поисках ответов на свои вопросы?

PS: Руководство школы сообщило нам, что воспитатели прошли проверку на полиграфе. Но значит ли это, что педагоги действительно невиновны?

Продолжение следует…

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Детский психолог Татьяна Ночкина: «Ребенку нужно верить!»

Когда дети маленькие и еще плохо говорят, проверить информацию можно только в игровой форме. Нужно проиграть ситуацию: например, положить среди прочих вещей скотч – «покажи мне его». Если ребенок вместо скотча берет тюбик с зубной пастой, значит, ситуация выдуманная. Но если ребенок дома всем куклам заклеивает рты, это говорит о том, что это было, – рассказала в эфире радио «Комсомольская правда» детский психолог Татьяна Ночкина. – Такие инциденты часто происходят, когда у воспитателя какие-то проблемы, например, в семье. И как ни удивительно, подобные поступки зачастую совершают заслуженные, хорошие педагоги. Важно с воспитателем поговорить. Бывает, человек раз, и очнулся, понял, что позволил себе лишнее. Жестко предупредите, что вы предпримите, если подобное повторится. И главное, всегда прислушивайтесь к своим детям, верьте им!

Отклики наших радиослушателей:

«Камеры нужны в детсадах! Воспитатели бывают очень жесткими. Я сама работала няней, нагляделась. Детей жалко – они беззащитны перед злыми тетками. Не все дети обманывают, в основном они говорят правду. И, видя, как их обижают, друг другу сочувствуют, жалеют, это я сама видела», – Анна, Москва.

«В садике часто говорили: не съешь кашу, за шиворот вылью. Рот тоже обещали заклеить. Многие дети этого боялись, но все эти обещания были на словах», – Игорь, Волгоград.

«У нас в саду чего только не было, и есть насильно заставляли, и рот заклеивали: только не скотчем, а бумажкой на канцелярский клей – противный такой, но никакой психологической травмы, по-моему, ни у кого из детей не было», – Василий, Владимир.

Справка «КП»: громкие истории, связанные с воспитанием детей при помощи скотча

– Старший воспитатель детского сада в поселке Шушенское Красноярского края на несколько часов заклеивала непослушным и активным детям рты скотчем, и под страхом наказания запрещала рассказывать об этом родителям. Свои действия она объяснила усталостью и плохим настроением. У воспитателя – 40-летний стаж работы, двое взрослых детей, есть внуки. Воспитателя отстранили от работы, возбудили уголовное дело.

– В Иркутске воспитатель во время еды заклеила рот скотчем трехлетней девочке. В это время в группу случайно заглянула другая воспитательница. Она рассказала обо всем заведующей, но та ограничилась лишь замечанием. Воспитателя уволили лишь после того, как родители девочки обратились в правоохранительные органы. Стаж воспитателя – 20 лет. Она объяснила, что заклеила ребенку рот всего на 2-3 секунды, потому что «при таком количестве детей нервы срывает».

– Воспитательница детского сада в Ангарске Александра Верхотурова разместила в соцсети фотографию ребенка с заклеенным скотчем ртом. Снимок она сопроводила комментарием со смайликами: «Ибо нефиг выводить Александру Викторовну из себя». Воспитательницу уволили. Свой поступок она объяснила игрой. Заведено уголовное дело.

Введите данные:

Forgot your details?