Мария Волошина: «Не все музыканты с академическим образованием cмогут сыграть импровизацию на джазовую тему»

29 июля в Санкт-Петербурге пройдет самый значительный всероссийский международный музыкальный фестиваль под открытым небом Усадьба Jazz. За четырнадцать лет существования проекта о нем знают не только в России, но и за рубежом. Четвертый год подряд мероприятие открывают джазовые вокалисты Санкт-Петербургской школы джаза и мюзикла J&M. В преддверии грандиозного мероприятия в мире джазовой музыкиосновательница школы Мария Волошина отвечает на вопросы о фестивале и джазовой культуре в России.

Может ли всероссийский международный музыкальный фестиваль Усадьба Jazz конкурировать с ведущими международными фестивалями, и могут ли российские джазовые исполнители составить конкуренцию исполнителям на мировом уровне?

Усадьба Jazz – самый известный в России фестиваль джазовой музыки. Он носит глобальный характер и проходит ежегодно в нескольких городах России: Москве, Екатеринбурге, Воронеже, Санкт-Петербурге, Конаково, Сочи. В нашей стране существует много различных музыкальных фестивалей по направлениям, масштабности, значимости в творческой среде. Есть коммерческие фестивали, есть фестивали, поддерживаемые государством, локальные и проводимые в нескольких городах, с одним или несколькими организаторами. Но как и в любом деле, многое зависит от инвестиций. Московскому фестивалю удалось привлечь к своему проекту инвесторов и сейчас мы можем наблюдать, насколько это благотворно отразилось на качестве и масштабе мероприятия. В Москве, конечно, проще найти инвесторов и спонсоров. Такое сотрудничество благоприятно сказывается на проекте, потому что это инвесторы федерального уровня, которые поддерживают всю сеть нелокальных фестивалей.

По качеству и масштабности Усадьба Jazz не уступает известным фестивалям мирового уровня. Организаторы фестиваля – Мария Семушкина и Елена Моисеенко – приглашают для участия людей, известных в мировой джазовой среде. Помимо мировых имен, хэдлайнерами выступают и популярные в России исполнители – Нино Катамадзе или Борис Гребенщиков, например. Я считаю, что этот фестиваль формирует вкус российской публики, знакомит с мировыми тенденциями развития джаза, ежегодно открывает новые имена для слушателей. Ведь впервые Нино Катамадзе для российского слушателя открыла Мария Семушкина, привезя ее из маленького клуба в Грузии выступить на фестивале. Это произошло 10 лет назад! Для каждого города России, в котором проводится Усадьба Jazz, используют свой подход и приглашают разных музыкантов и певцов. Потому что слушатели в разных городах имеют разные приоритеты в джазовой музыке. Здесь стоит сказать о Санкт-Петербурге: наш город воспринимает все новшества на «ура», здесь легко принимают новое, готовы к экспериментам. Санкт-Петербург по праву признан джазовой столицей России. Именно в Санкт-Петербурге давно и успешно существуют два беспрецедентных в джазовой среде проекта: Филармония джазовой музыки и школа Джаза и Мюзикла J&M.

Многие русские музыканты составляют конкуренцию мировым именам. Важный совет – если хочешь быть хорошим музыкантом, музыка должна стать образом твоей жизни.

Мария Волошина: «Не все музыканты с академическим образованием cмогут сыграть импровизацию на джазовую тему»

Фото предоставлено Марией Волошиной.

Какой размер инвестиций школы J&M в участие в музыкальных фестивалях и в чем измеряется конверсия?

Ученики санкт-петербургской Jazz&Musical School неоднократно принимали участие вфестивале Усадьба Jazz и других музыкальных фестивалях. В большинстве фестивалей, на которые нас приглашают, мы участвуем бесплатно.

Основные наши инвестиции в музыкальную составляющую. Они связаны с обучением вокалистов, репетиционным процессом с музыкантами, в общем с процессом подготовки джазового концерта высокого уровня. Конверсию от участия в фестивалях сложно оценить сразу: нас узнают, мы формируем имидж школы, бренд. За несколько лет у нас появился свой слушатель – люди, которые приходят на наши концерты. Для участия в таких фестивалях необходимо держать высокий образовательный уровень. Зрители ценят наш профессионализм и приходят на наши выступления, открывают для себя новых талантливых исполнителей, будущих представителей профессиональной джазовой сцены. Они в реальном времени видят становление юных музыкантов, их рост год за годом. У нас учатся и дети, и взрослые, мы даем возможность профориентации и развития в музыкальной среде с дальнейшей реализацией на профессиональном уровне.

Назовите основные проблемы организации подобных мероприятий.

Расскажу об основных проблемах организации музыкальных фестивалей на примере на примере предстоящего осенью Дня музыки, организаторами которого стал наш продюсерский центр J&M SHOW. Концерт состоится в концертном зале «Колизей» 5 октября. Мероприятие проводится при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Первая сложность в формировании пула артистов-участников, потому что это очень узкая сфера, нужны имена, чтобы пришел слушатель. Мы впервые привозим в Петербург резидентов уже известного в Москве проекта, JazzPort. Проект JazzPort – это самое масштабное музыкальное сообщество объединяющее огромное количество талантливых вокалистов и музыкантов! Проект имеющий собственный Jazz Band состоящий исключительно из высокопрофессиональных инструменталистов! JazzPort – это всегда живой звук и завораживающая энергетика! Хэдлайнерами этого концерта станут Мариам и Армен Мерабовы, Етери Бериашвили, Екатерина Балыкбаева. В концерте выступят Семен Величко, Таис Урумудис, наш выпускник Михаил Житов и многие другие. Выступление будет приурочено к международному Дню музыки.

Вторая сложность в том, что на такие мероприятия сложно привлечь достаточное количество инфоспонсоров, потому что джаз – это не массовая музыка и очень мало специализированных СМИ. Например, радио Jazz.ru вещает только в Москве, но не вещает в Санкт-Петербурге. У нас монополисты – радио Эрмитаж. Третья проблема, очень серьезная – сложно привлечь спонсорскую поддержку. Хотя я считаю, что слушатели джазовых мероприятий – это состоявшиеся люди, интересная аудитория для спонсоров.

Творческим ивентам выживать в условия кризиса все сложнее. Сегодня легче проводить коммерческие проекты, такие как Geek Piknic, VK-fest. В их формат гармонично вписываются новые молодежные движения и формы общения – косплей, шоу научных разработок, лектории. Под такие мероприятия легче искать инвесторов. Организаторы и инвесторы понимают, что за аудитория к ним придет – молодежь. Усадьба Jazz привлекает публику интеллектуальную, от среднего возраста и старше, это особый срез населения. Они приходят не для тусовки, а за качественной музыкой и хорошим проектом, отдохнуть в компании и семьей с детьми. Эти люди знают, куда они пришли, понимают свои ожидания. Аудитория джазовых фестивалей – это люди думающие, осмысливающие, находящиеся в творческом поиске. Мне кажется, когда говорим об утечке мозгов, мы говорим о той публике, которая приходит на Усадьбу Jazz.

Мария Волошина: «Не все музыканты с академическим образованием cмогут сыграть импровизацию на джазовую тему»

Фото предоставлено Марией Волошиной.

Почему Jazz&Musical School постоянная участница джазовых фестивалей, нет опасения, что вас потеснит столичная школа?

В Москве пока нет такой школы джазовой музыки, как наша. Но она скоро будет – мы имеем серьезные намерения открыть свое учебное заведение уже в следующем году. Сейчас в Санкт-Петербурге мы – единственная школа джаза, которая признана в профессиональной музыкальной среде. Методики, по которым занимаются наши ученики, разработаны педагогами-исполнителями из Америки. Мы сотрудничаем с профессорами, преподавателями самых известных мировых ВУЗов, среди которых Berklee College Of Music Boston, The New School (New York), The Prince Claus Conservatory (Нидерланды) и многие другие. Великие мастера джаза приезжают к нам и дают мастер-классы для преподавателей и учеников. Мы интегрируем мировые методические стандарты в свой образовательный процесс. Для преподавателей школы это постоянный рост и повышение квалификации. Зарубежные педагоги открывают новые подходы в обучении различным музыкальным направлениям и систематически передают нам свои наработки. В мае этого года к нам приезжал с мастер-классами джазовый певец, музыкант, педагог, живая легенда джазовой сцены Нью-Йорка – Джей Ди Уолтер, весь июнь у нас преподавал джазовый вокалист, педагог, директор театра мюзикла, дирижёр и композитор, а так же постановщик более 70 мюзиклов и руководитель Bellingham Arts Academy for Youth (США) – Дэвид Пост. В июле нас посетила невероятная вокалистка, звезда Бродвея, певица и актриса мирового класса, преподаватель Hilversum Conservatory (Амстердам) –Марджори Барнс. В конце июля мы ждем потрясающего трубача, вокалиста, педагога Оберлинской консерватории (США) – Рональда Бейкера. И такой плотный график работы с зарубежными педагогами у нас круглый год, мы находимся в постоянном поиске нового, мы постоянно совершенствуем свои знания и приобретаем опыт. Многих наших учеников курируют зарубежные коллеги – наставники, дают советы для развития и следят за их ростом.

Джаз – музыка для избранных?

Джаз – музыка, которая не всем понятна, это так. То, что сейчас джаз набирает популярность – это прекрасно. Это интересная музыка, и важно, чтобы те, кто ее слушает, ее понимали. Понятие джаз – гораздо шире, чем только свинг и бибоп, из джаза родилось много музыкальных стилистических направлений, это и джаз-фанк, и фьюжн, и множество других. Далеко не все знают о том, что джаз повлиял на всю мировую музыкальную культуру и современная музыка, которая популярна сегодня, тот же соул и r’n’b появился на основе блюзовых и джазовых направлений. Джаз – это основа движения, которая дает возможность развиваться современной музыке. Джаз – это отличная база для вокалиста или инструменталиста, дающая возможность поисков своего стиля. Джаз – это самовыражение и свобода. Один из самых удивительных фактов в иcтории джаза – то, что его миру открыла не Америка, а Европа, хотя исторически это афроамериканская культура. Первый в истории джазовый фестиваль состоялся в Ницце (Франция) в 1948 году, после чего он стал невероятно популярен среди белого населения и на своей родине в США, где первый фестиваль прошел в 1954 году. В те годы были открыты потрясающие музыканты, которые начали выступать по всему миру, их имена навсегда вошли в историю мировой музыкальной культуры. Джаз заслуживает огромного уважения, это очень сложная в исполнении музыка. Чтобы играть или петь джаз требуется невероятное мастерство и большой багаж знаний, навыков и опыта, а также чувство стиля и, самое главное, ритма. Не нужно его сравнить с классикой – по сложности джаз не уступит самым сложным произведениям академической музыки. Но есть один удивительный парадокс – практически каждый джазовый музыкант сможет сыграть по нотам произведение из классики, а вот представители только академического направления вряд ли смогут сыграть импровизацию на джазовую тему.

Введите данные:

Forgot your details?