Москвичка, пострадавшая в аварии, пытается отсудить у Яндекс.Такси 66 млн. рублей

Тут и говорить нечего: так называемые агрегаторы такси перевернули рынок таксомоторных услуг. Там, где раньше московские бомбилы с обочины или вполне себе легальные таксопарки могли «заряжать» по 1000 рублей, теперь можно проехать за 200. С подачей машины к подъезду. С отслеживанием по карте, где сейчас едет твой водитель. Убогие ржавые «жигулишки» ушли в прошлое – нас теперь возят на вполне себе приличных «корейцах». Но кто отвечает за физическое состояние водителей, кто проверяет, откуда эти люди и какой у них опыт? На самом деле никто. И случаи, когда водители-мигранты после аварий делают ноги, бросив лизинговое авто, или грабят севших к ним клиентов, только множатся.

УСНУЛ ЗА РУЛЕМ

Несколько месяцев назад мы писали о грустной истории 30-летнего москвича Никиты Муллина. Летом 2017-го парень вызвал такси через приложение Uber. Дело было ночью, приехал водитель на Volkswagen Рolo. Никита задремал, но проснулся, когда машину дернуло. В последнюю секунду увидел, что водитель спит, завалившись на руль, а машина несется в столб. Потом удар! Очнулся уже в больнице. Врачи сообщили, что у Никиты сломаны обе ноги, черепно-мозговая травма, разбитыми стеклами посекло почти все тело.

Теперь Муллин вынужден передвигаться в инвалидном кресле. Ноги-то врачи собрали, кости скрепили болтами, но впереди – процесс реабилитации на годы. Кто виноват? Водитель, уроженец одной из среднеазиатских республик, после ДТП сбежал, бросив машину. Его так и не нашли. Компания Uber от этой истории сразу же открестилась. Мол, мы всего лишь агрегатор, просто через приложения собираем заказы и передаем их таксопаркам…

В результате Муллин потерял высокооплачиваемую работу и будет теперь долго лечиться за свой счет.

ЕХАЛ ПОД КАЙФОМ

Москвичка Елена Гращенкова летом прошлого года ездила по делам в Питер. И там попала в аварию на машине Яндекс.Такси. У Елены сложнейший перелом плеча, черепно-мозговая травма. Она вспоминает, что водитель ей показался странным сразу. Стеклянный взгляд, заторможенная реакция.

– Запаха алкоголя не было, поэтому я предполагаю, что он был в состоянии наркотического опьянения, – рассказала Елена «КП». – Но приехавший после аварии инспектор ГИБДД по непонятной причине не стал проверять его.

А спустя несколько недель того самого водителя Дениса Апшу задержали с наркотиками. Так как вещество было не на продажу, а для себя, Апша отделался штрафом.

В августе 2017-го в Петербурге суд признал Апшу виновным в нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью. Дали полтора года ограничения свободы (должен ночевать дома и регулярно отмечаться в полиции), на два года лишили водительских прав. Еще он обязан выплатить Гращенковой 400 тысяч рублей. Но от уплаты уклоняется.

Тем временем Елена подала иск к Яндекс.Такси. Она представила в суд декларации о доходах за последние годы и документы о расторгнутых из-за ее болезни контрактах на 6 миллионов рублей (у нее фирма по организации праздников). Итоговый иск – на 66 млн. рублей. В 59,3 миллиона она оценила причиненный ей моральный вред, 600 тысяч рублей – расходы на лечение, 400 тысяч – на адвоката плюс те самые недополученные в качестве прибыли 6 миллионов.

В компании иск считают абсурдным. «Мы не являемся фрахтовщиком или перевозчиком. Яндекс.Такси – это программное обеспечение, которое связывает пользователей, заказывающих поездки, с таксопарками, которые их выполняют» – официальная позиция пресс-службы агрегатора.

А Гращенкова как раз пытается доказать, что Яндекс.Такси – это все-таки фрахтовщик. То есть организация, которой она как потребитель услуг доверила подбор водителя.

– Они настаивают, что не работают с водителями напрямую. Но достоверно известно, что есть договоры, согласно которым водители на машинах с логотипом компании получают приоритет в заказах и другие преференции.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Купил киргизские права

В Мещанском суде сейчас разбирают дело Бахриддина Сабирова. В мае прошлого года в центре Москвы он сбил насмерть Татьяну Муратову.

После аварии водитель сбежал. Его поймали через четыре месяца в Туле. Гражданин Таджикистана, 21 год. Несколько месяцев он работал в Москве, получая заказы через Яндекс.Такси, при этом катался с поддельным паспортом и водительскими правами гражданина Киргизии. Более того, когда оперативники взяли его в Туле, он вновь работал в службе такси по другим фальшивым документам. Полицейским рассказал, что документы купил за 30 тысяч рублей. Киргизские права – фишка многих таксистов из Таджикистана и Узбекистана. Граждане Киргизии (страна – член Евразийского экономического союза) могут ездить в России по внутренним правам, не сдавая экзамена по вождению на территории нашей страны.

Весной 2016 года московская полиция в течение двух недель проводила рейд по таксистам. Итог: поймали около 200 пьяных за рулем, 304 ездили без прав, а 50 – с поддельными. 900 таксистов оказались бывшими уголовниками. При этом некоторые отсидели за серьезные преступления – убийства, изнасилования, захват заложников, похищение людей. Плюс поймали одного вербовщика из ИГИЛ (запрещенная в России организация. – Ред.), который числился в федеральном розыске. Большинство этих трудящихся Востока работали на легальные фирмы такси.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«За передачу заказа нелегалам – 250 тысяч рублей штрафа»

Депутат Вячеслав Лысаков еще в прошлом году внес в Госдуму законопроект о регулировании таксомоторного рынка. Его приняли в первом чтении, а потом процесс забуксовал. Сейчас этот документ передали в профильный Комитет по транспорту. Там изучают.

– На самом деле я вносил два законопроекта, – рассказывает «КП» Лысаков. – Один из них касался таксомоторного рынка в целом. Другой – поправок в Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта». Вот мы с вами говорим: агрегатор такси. А что это такое – нигде в законах не прописано. Я предлагаю четко прописать, что такое агрегатор, какие у него права, а каких прав нет. Есть несколько важных моментов, которые я предлагаю ввести. Например, полный запрет на передачу заказов лицам без разрешения – тем же бомбилам, которых никто не проверяет. Наказание? 250 тысяч рублей штрафа за первое нарушение. За повторное – приостановка деятельности агрегатора или таксопарка на срок до 90 суток. Я надеюсь, уже этой весной законопроект будет принят.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«Работать с бомбилами должно быть невыгодно!»

– Сейчас за различные нарушения, аварии отвечают только сами водители. Но есть здесь такой подленький момент: когда вы вызываете себе через приложение такси, вы же не вызываете себе персонально наркомана или человека, который не спал трое суток, – говорит лидер общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. – Вы вызываете Яндекс или Uber. Вы надеетесь, что за этими известными брендами стоят серьезные компании, а не шарашкины конторы. Нам говорят, что агрегаторы изменили в лучшую сторону рынок такси. Но по факту сменилась вывеска, а возят нас те же самые бомбилы. Как исправить ситуацию? Единственный способ – чтобы каждый нанятый вслепую, без проверки водитель приносил большие убытки конкретно агрегатору, чтобы работать с такими людьми им стало катастрофически невыгодно. Чтобы дешевле было проверять человека, историю его штрафов, состоит ли он на учете в наркодиспансере, чем получать миллионные иски. И я надеюсь, что дело Гращенковой станет прецедентом.

Введите данные:

Forgot your details?