На реставрацию картины «Иван Грозный и его сын Иван» потребуется больше года

Все случилось в практически перед самым закрытием галереи. Когда музейный смотрители тихо дремали на своих стульчиках.

– Он готовился. Специально досидел до закрытия и проник в зал Репина, где народу уже почти и не было. – Рассказал "КП" источник, близкий к Третьяковке. – Надо отдать должное, сотрудники музея его практически сразу своими же силами скрутили и передали подъехавшим полицейским.

– А почему стекло оказалось обычным и так легко разбилось?

– Стекло, которое защищало картину не обычное – а специальное, музейное. Оно зеленое, не бликует и не отражает практически. Это специально, чтобы посетители подходя к шедевру видели не себя, как в зеркале, а само творение. Размер полотна Репина довольно крупный : 199 на 254 сантиметра (округляя – 2 на 2,5 метра – прим.ред.). Такое стекло обошлось примерно в миллион.

– А может надо было бронированное ставить?

– Может быть. Но сколько оно будет стоить вообще представляете? И сколько весить? И это-то не легкое. Его, кстати, в прошлом году снимали, почистили и проверили крепления – все в порядке было с ним. Такое стекло – новая и современная защита. В Третьяковской галерее постоянно идет замена и установка таких музейных стекол. Далеко не все картины ими защищены. Потому что на такое нужны колоссальные средства. В галерее же до сих пор кое-где даже остались еще довоенные стекла. Они такие как-бы пузырчатые.

– А в мировой музейной практике как? Много ли живописных шедевров выставлены за броней?

– Нет, вовсе не много. Как правило только те, которые самые-самые и на которые уже совершались нападения. "Мона Лиза" точно за двумя стеклами – бронированным и музейным (таким, как и "Иван Грозный" был). Но на нее совершалось покушение, помните. "Даная" в Эрмитаже….даже вот не знаю, за броней она или нет? Ее серной кислотой облил сумасшедший в 1985. Слава богу, "Ивана Грозного" не кислотой, конечно. Это было бы сложнее восстановить. Те повреждения, что сейчас, не критичны. Спасло еще то, что за холстом фанера – она защитила от еще большего числа разрезов.

– Вы не были вчера на месте преступления?

– Нет. Но знаю, что там до 3-х ночи никто не расходился. Созвали всех реставраторов Третьяковки. Главное, надо были принять решение, как максимально безопасно снять картину, убрать остатки стекла. В понедельник состоится расширенный реставрационный совет. Мы все там будем.

– Что будет обсуждаться?

– Методика реставрации. Такая подбирается под каждую картину индивидуально, одной уникальной для всех случаев нет. А тут еще и оригинальная рама же пострадала. Так же обсудится вопрос финансирования, сроков, кто займется реставрацией. И так далее.

– Когда мы увидим шедевр Репина?

– В ближайший год точно не увидим. Думаю, больше всего времени займет как раз вопрос того, как ее защитить. Стекло надо будет заказывать. А это дорого и долго.

Эта история, конечно, заставит пересмотреть правила безопасности. Их сильно изменили после нападения Балашова (речь идет о 1913 годе, когда старообрядец Абрам Балашов три раза воткнул нож в это же полотно. – прим.ред). И все надеялись, конечно, что культурный и нравственный уровень людей с той поры сильно вырос и такого не повториться. Но, как видите….. Думаю, этому вандалу, даже имя его не хочу называть, сильно захотелось славы Балашова. Тогда ведь муссировалась тема в газетах. Что за человек, откуда? Где нож взял и так далее. Причем в тот раз реставрация картины заняла всего месяц (ею занимался сам Илья Репин – прим.ред). А Балашов этот вышел из психиатрической больницы им. Кащенко через 3 недели. То есть даже раньше. И сникал большую популярность.

– Вы так говорите, как образованный человек и любитель искусства. Не думаю, что этот Подпорин вообще слышал имя Абрам Балашов.

– Ну может этот молочник Бойко-Великий его вдохновил (старообрядец, ходит в косоворотке и многократно высказывался за уничтожение шедевра Репина, как оскорбляющего чувства верующих и т.д. – прим. ред). Он же сколько раз и письма писал на эту тему, чуть ли не президенту, требую убрать картину "Иван грозный и его сын Иван". И прямые эфиры в интернете откуда-то из подполья делал.

Но очевидно, что как минимум бабушек-смотрительниц неплохо бы заменить на серьезную охрану, как сделали во многих европейских музеях. Может быть системы сигнализации пересмотреть. Что-то делать надо.

А КАК У НИХ

По праву самым защищенным считается музей Ватикана.

– Там специально обученные люди в каждом зале. Они сканируют толпу еще на входе. Но на Ватикан с его огромными потоками равняться сложно. – Говорит представитель проекта "Visit Russia" , постоянно сотрудничающий с Министерством культуры Италии Екатерина Санкина. – Во Флоренции, в галереях "Уффици" и "Питти" применяется так называемая контурная защита полотен – малейший заступ за зону безопасности, пусть даже кончиком шарфа и тут же срабатывает громкая сирена. Но все равно, уровень вандализма в мире в целом и в Италии в отдельности очень высокий. Туристы из стран западной Европы часто портят музейные статуи, откалывая кусочки на память. И сами итальянцы тоже иногда отличаются порчей шедевров – молодой парень в новогоднюю ночь уселся на статую Давида на одной из флорентийских площадей. Повредил ее. Теперь до конца жизни будет расплачиваться за восстановление. Тут такой строгий порядок.

Введите данные:

Forgot your details?