Накануне президент Владимир Путин подписал закон, разрешающий платить за общедомовые коммунальные услуги по счетчику. Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Теперь собственники смогут самостоятельно выбрать способ расчета платы – по показаниям счетчика либо по установленному субъектом РФ нормативу. Речь идет об оплате воды, электроэнергии и водоотведения, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Председатель комитета по энергосбережению и энергоэффективности петербургской «Деловой России» Даниил Талюкин рассказал в комментарии НЕВСКИМ НОВОСТЯМ о важности внесения новых поправок в Жилищный кодекс.
В соответствии с законодательством РФ общедомовыми приборами учета должны быть оборудованы все жилые объекты недвижимости при тепловой нагрузке более 0,2 Гкал (статья 13 части 1 федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении»). При этом ранее жильцы оплачивали расходы на содержание их дома (так называемые общедомовые нужды – ОДН) по определенным нормативам. Ресурсы, потребленные свыше таких норм, ложились на плечи управляющей компании. Многие из управляющих компаний транслировали эти переплатежи обратно на жильцов».
В такой ситуации может возникать как коррупционная составляющая с одной стороны, так и полное непонимание собственника жилья: почему он вынужден платить «дважды», говорит эксперт.
«Безусловно, правильным в данной ситуации остается «верить» установленным в соответствии с законодательством показаниям счетчика – вести все расчеты по нему. Прибор, считающий в подвале все потребленные конкретно взятым многоквартирным домом ресурсы, ведет общий учет – как потребленного жильцами, так и ОДН. Эти данные доступны собственнику. Как результат – отсутствует возможность для мошенничества, и становятся прозрачными все платежи.
Более того, автоматизированная система учета позволяет полностью исключить человеческий фактор из вопросов биллинга (понятие, связанное с подготовкой счетов к оплате, – прим.ред). Это современный и эффективный путь функционирования платежной системы в ЖКХ, опыт регионов подтверждает это. Подобные системы должны быть прозрачными и автоматизированными – именно в этом случае у жильцов не будет возникать недопонимании по оплатам, а у ресурсников – спорных ситуаций с управляющими компаниями».