Основы религии в школе: польза для кругозора или возможность пропаганды?

Основы религии в школе: польза для кругозора или возможность пропаганды?В последнее время в обществе снова стали поднимать тему актуальности преподавания основ религий в школе. Высказываются мысли, что предмет этот излишний, а в некоторых случаях посредством введения такого модуля в школах на детей оказывается давление с целью сформировать нужным образом их мировоззрение. Этот вопрос в числе прочих обсудили за круглым столом в «Агентстве бизнес новостей» эксперты в сфере образования.

Как ни странно, но специалисты с разным мировоззрением на тему курса основ религии в школах высказывали схожие соображения. Во всяком случае, если принимать неизбежность присутствия этого предмета в программе. Иное дело, если в принципе можно было бы выбирать. Так, председатель Комиссии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по образованию культуре и науке депутат Максим Резник считает, что этот предмет избыточный. Качественного преподавания курса истории для школьников достаточно, чтобы познакомиться и понять основы религий.

«Как учитель я считаю, что если ты, например, преподаешь историю, то совершенно невозможно не уделять внимание тому аспекту, который связан с историей религии, ее влияния на развитие человечества во все эпохи. В нашей стране совершенно невозможно представить, чтобы адекватный человек, не важно, каких он взглядов, не видел и не замечал той роли, которую сыграла православная религия, православная церковь в истории нашей страны. Поэтому я не стал бы даже выделять какой-то отдельный предмет, даже отдельный модуль. Мне кажется, добросовестное преподавание истории вполне дает возможность все эти аспекты осветить. Тем более, что сейчас у нас на изучение истории добавлен целый час», – считает Максим Резник.

Никакого давления

Православный активист, председатель ТИК№7 Кировского района Санкт-Петербурга, Михаил Левин предмет считает нужным, обращая при этом внимание, что в основе преподавания любого модуля из «Основ религиозных культур и светской этики» должен носить исключительно историко-культурологический аспект. Ни о каком религиозном давлении не может быть и речи.

«Что касается преподавания в школе – это может быть исключительно историко-культурологический аспект. Ни о каком религиозном давлении, влиянии речи быть не может в принципе, – комментирует Михаил Левин. – Мы как православные христиане должны в первую очередь следовать основоположнику нашей религии, который сказал, что «Кесарю – кесарево, а Богу – божье» в той части, что нужно соблюдать законы страны пребывания. И если закон об образовании Российской Федерации запрещает нам какую-то деятельность, то мы первые, кто должны этого послушаться».

Основы религии в школе: польза для кругозора или возможность пропаганды?

Заместитель директора по учебной работе, учитель обществознания ГБОУ гимназия № 406 Пушкинского района, помощник руководителя добровольческой службы Санкт-Петербургской епархии Денис Трещев соглашается с тезисом о культурологическом аспекте, параллельно отмечая пользу курса основ религии в плане воспитания нравственных основ: «Соглашусь, что должен быть именно культурологический аспект. И сам модуль называется «Основы православной культуры». С точки зрения изучения, это сейчас больше не исторический аспект, а аспект нравственности. В школе, может быть, именно об этом и стоит говорить с ребенком».

Курс сам, вне зависимости от модуля, называется «Основы религиозных культур и светской этики». В самом определении предмета и, соответственно, методических разработках заложено все то, что отделяет образование от пропаганды. Школа является светским учреждением, где на абсолютно равных началах взаимодействуют, получают знания дети абсолютно разного вероисповедания. Школа – та площадка, где нет таких распрей.

Член Президиума Санкт-Петербургского регионального координационного совета сторонников Партии «Единая Россия», директор гимназии №. 369, Константин Тхостов счел нужным напомнить, что религия и государство в России по-прежнему разделены. По его мнению, опасения насчет целесообразности, а тем более опасности курса основ религии безосновательны.

«Курс сам по себе, вне зависимости от модуля, называется «Основы религиозных культур и светской этики». В самом определении предмета и, соответственно, методических разработках заложено все то, что отделяет образование от пропаганды. Школа является светским учреждением, где на абсолютно равных началах взаимодействуют, получают знания дети абсолютно разного вероисповедания», – дал свою оценку специалист.

Юлия Медведева

Основы религии в школе: польза для кругозора или возможность пропаганды?

Введите данные:

Forgot your details?