Пешеходы изменили бизнес в центре столицы после реконструкции улиц

Эксперты говорят – хорошая примета. Бизнес снова въезжает на долго пустовавшие торговые площади. Значит, кризис позади. В 2014-м, когда экономика забарахлила, бутики и кафешки на центральных улицах столицы стали перебираться в более бюджетные помещения.

Мол, аренда дорогая, продажи упали, покупатели попрятались. Тверская, Новый Арбат, Кузнецкий Мост, Столешников переулок… На каждой четвертой-пятой витрине появились таблички «Сдам в аренду». В 2015 году в центре началась масштабная реконструкция по программе «Моя улица». Москву стали перекраивать под пешеходов, расширяя тротуары, облагораживая зеленью и скамейками.

Ремонт – штука сложная. Часть ресторанов и бутиков оказалась отрезанной от основных потоков посетителей. Предприниматели тогда жаловались: у некоторых выручка упала на 20 – 30 процентов. Реконструкция продолжается, но за два года уже отремонтировано немало пространств в центре. И эксперты рынка аренды докладывают: впервые за последние годы на самые дорогие улицы Москвы началась массовая миграция нового бизнеса.

НОВЫЙ АРБАТ И ТВЕРСКАЯ ПОДОРОЖАЛИ

– Арендаторы в первую очередь интересуются недавно обновленными улицами, – говорит аналитик рынка торговых площадей и инвестиций компании JLL Екатерина Андреева. – Несколько лет цены на аренду в лучшем случае стояли на месте. А то и двигались в сторону понижения. Но на реконструкцию рынок отреагировал положительно: торговые площади на обновленных улицах начали расти в цене. Самый большой скачок – на Новом Арбате. Если весной 2016-го квадратный метр в среднем обходился здесь в 95 тысяч рублей (за год), то теперь – 115 тысяч. Примерно такая же история на Тверской (ставка выросла со 100 тысяч до 115 тысяч).

Номер один в списке самых дорогих улиц Москвы – по-прежнему Столешников переулок. В среднем 250 тысяч рублей за метр. Для сравнения, аренда на Патриарших прудах обходится в два раза дешевле. В Столешниковом традиционно размещаются магазины самых респектабельных марок одежды, часов и ювелирных украшений. Цены такие, что от потока пешеходов этот бизнес вообще никак не зависит.

– Мы ориентируемся в основном на постоянных клиентов или на иностранцев, которые живут в отелях в центре, – объяснили корреспонденту «КП» в одном из здешних бутиков. – Да, обычные зеваки к нам тоже заходят. Но они почти никогда ничего не берут. Их не устраивают ценники.

К слову, даже при таких ставках на аренду за минувший год отсюда не съехал ни один магазин.

РЕСТОРАНЫ И КАФЕ – САМЫЕ АКТИВНЫЕ

В пешеходный центр Москвы активно потянулся общепит (см. «Конкретно»). Каждый третий арендатор хочет зарабатывать на еде и напитках. Как раз самый сезон – лето, плюс на Кубок конфедераций по футболу ожидается приезд нескольких тысяч туристов, которые наверняка будут коротать время в прогулках по российской столице.

– Это целая городская концепция, тротуары в центре расширяют, чтобы увеличить проходимость, – рассказал «КП» президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. – Москва разработала программу, по которой на первых этажах домов в центре должны размещаться предприятия питания. И такой интерес к аренде со стороны кафе и ресторанов вполне объясним – город со своей стороны дает им определенные льготы.

– В следующем году в Москве пройдут основные матчи чемпионата мира по футболу. Нынешняя тенденция, интерес кафе к аренде – это в том числе с прицелом на 2018-й?

– На самом деле пока сложно сказать, как пройдут потоки туристов – многие ведь будут перемещаться по разным городам вслед за своими сборными. Но мы, конечно, ждем большое количество туристов и надеемся, что рестораны с отелями прилично заработают.

Помимо общепита, среди новых арендаторов центральных улиц активны салоны красоты. А вот банки потихоньку сдают позиции.

– Банковские структуры продолжают сокращать свои площади из-за перевода услуг в онлайн, – объясняют в аналитической компании Colliers International. – К примеру, за последние несколько ме

сяцев «Сбербанк» сократил несколько своих крупных отделений на Садовом кольце.

НОВАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ СРЕДА

Эксперты объясняют, что новые пешеходные зоны уже сейчас формируют новую потребительскую среду. На центральные улицы все чаще въезжают не бутики с костюмами по цене подержанного автомобиля, а, например, флагманские представительства известных, но вполне себе бюджетных марок. Так, на Тверской этой весной появился огромный маркет одежды H&M, а на улице Кузнецкий Мост – самый большой в Европе магазин Nike.

– Опыт уже отреставрированных улиц говорит о том, что после окончания всех работ увеличивается спрос со стороны арендаторов, которые ориентируются на пешеходные потоки, – говорят в Colliers International. – Мы ожидаем в пределах Садового кольца (там сейчас идет реконструкция. – Ред.) появления новых точек сетевых операторов общепита и магазинов «импульсного спроса» – тех, что торгуют небольшими и недорогими товарами, на которые прохожие реагируют по принципу «увидел – купил».

То есть налицо тенденция: чтобы зарабатывать в центре Москвы, необязательно продавать предметы роскоши. При хорошем потоке пешеходов вполне достаточно, если посетители будут тратить в среднем по 100 – 200 рублей.

Введите данные:

Forgot your details?