Программа «Моя улица: в Москве на Болотной откроют сухие фонтаны, а на Москворецкой – парящий мост

Ездить сейчас по центру Москвы на машине – не самое благодарное занятие. Это все равно что зайти на кухню к хозяйке, которая ничего не успевает, и встать посередине как столб. Кругом все шипит, свистит, бурлит… Сюда подойти нельзя, а сюда – тем более. Здесь движение перекрыто, а там пока неизвестно… Машины тащатся друг за другом как черепахи. Водители сигналят, нервничают. И все это под оглушающий грохот экскаваторов и отбойных молотков.

Программа благоустройства «Моя улица» продолжается уже третий год. За это время реконструкция коснулась более 100 улиц и площадей. Общая цель одна – сделать центр столицы удобнее для пешеходов. Для этого коммунальщики расширяют тротуары, облагораживают их газонами и клумбами, высаживают деревья. Попали в программу и набережные Москвы (в этом году их 12). Смоленская, Ростовская, Саввинская и Краснопресненская образуют после ремонта пешеходную дугу, по которой можно будет пройти от Новодевичьего монастыря до Красной Пресни. Вдоль всех набережных оборудуют велосипедные дорожки. Полностью работы планируют завершить ко Дню города Москвы 9 сентября.

ОБХОД ЧЕРЕЗ ЛЕС

Еще недавно на выходе со станции метро «Воробьевы горы» можно было попасть на Андреевскую набережную и идти по ней в сторону парка Горького. Сейчас там вовсю идет ремонт и от моста Лужники до Андреевского причала все перекрыто.

Тропу обхода организовали через природный заказник, который рядом. Там, где бьют родники и земля сырая, положили деревянные настилы. При благоприятной погоде здесь растет луговая герань, земляника, клевер. Прогулявшись под кронами деревьев и подышав свежим воздухом, даже и не скажешь, что обход доставляет неудобства. Возле двух прудов сидят рыбаки (правда, за четыре часа не вытащили даже карасика). Внизу, возле Москвы-реки, чтобы не повредить деревья, рабочие огородили их опалубкой и роют траншеи.

Пушкинскую набережную уже ремонтировали, еще до программы «Моя улица». Впрочем, как и Фрунзенскую. Поэтому их не трогают. А дальше ремонт продолжается. На Пречистенской подрядчики суетятся уже несколько недель – от Патриаршего до Большого Каменного моста. Пешеходам здесь можно пройти только рядом со зданиями. Противоположная сторона – возле реки – перекрыта. Проезд автомобилей весьма затруднен (на некоторых участках есть три полосы в одну сторону, а на некоторых всего одна). Горы тротуарной плитки ждут своей участи.

В минувшую среду рабочие пробили канал под дорогой и тянули через него кабели (связь, электричество и так далее). По их словам, после того, как все коммуникации окажутся под землей, подрядчики начнут выравнивать поверхность тротуара, а потом обкладывать его плиткой.

АККУРАТНЕЙ НА ДОРОГЕ

Несмотря на то, что ремонтники спят и видят, чтобы москвичи поменьше ездили на машинах (имеется в виду в центре), видеть их здесь без машин они тоже не хотят. Потому что далеко не везде есть импровизированные тротуары и прохожие идут либо по проезжей части, либо по строительной территории. Например, на Москворецкой набережной для движения машин осталось по две полосы. И на одной из них припарковался «КамАЗ». Не по собственной прихоти, а чтобы выгрузить щебень. И несколько девушек, которые шли мимо, вышли на дорогу и, чуть ли не прижимаясь к грузовику, начали его обходить.

– Здесь пешком лучше пока не ходить! – крикнул им водитель. – Собьют! И будут правы…

В общем, надо потерпеть два месяца. Тротуары здесь будут очень широкими. И это видно уже сейчас. Если идти дальше, попадете на Котельническую набережную. Она также перерыта с обеих сторон. Для проезда машин оставили всего две полосы (на отдельных участках четыре). Та же картина и на Гончарной набережной. И на всех остальных.

СМОТРЕТЬ НА РЕКУ МОЖНО БУДЕТ С БАЛКОНА

Во время реконструкции на всех двенадцати набережных высадят деревья и газоны, спрячут воздушные провода под землю, выложат тротуары гранитной плиткой, поставят фонари и лавочки. Вдоль реки появятся велодорожки и прогулочные маршруты. Тротуары на большинстве набережных расширят в среднем до пяти – одиннадцати метров. Дорогу отделят от прогулочных зон около воды и домов рядами деревьев.

В единую пешеходную зону соединят Смоленскую, Ростовскую, Саввинскую и Краснопресненскую набережные. Здесь можно будет пройти вдоль Москвы-реки от Нового Арбата до Новодевичьего монастыря.

Еще две набережные – Якиманскую и пешеходную Крымскую – также объединят в один маршрут для прогулок. Во многих местах можно будет спуститься прямо к воде. А от «Сити» до Лужников протянется единый маршрут для велосипедистов, пешеходов и бегунов.

На Краснопресненской, Андреевской и Котельнической набережной откроют смотровые площадки – балконы с видом на реку и город. А на Москворецкой набережной около парка «Зарядье» появятся парящий мост с площадкой для обзора. Сама набережная разместится на двух этажах. На первом – кафетерий, бар и причал со спуском к воде. На верхнем уровне – пешеходная зона.

После ремонта Пречистенская, Гончарная и Котельническая набережные превратятся в длинный пешеходный маршрут вдоль Москвы-реки и Водоотводного канала. На Гончарной набережной откроется станция проката велосипедов. Здесь же после выравнивания ширины набережной для машин станет больше полос. Две полосы – для выезда из центра, а одна – для проезда в центр. Сейчас на Гончарной набережной двустороннее движение по двум полосам.

На Болотной набережной возле схода с Лужкова моста устроят два сухих фонтана с подсветкой. Это конструкция без водной чаши с бьющими прямо из асфальта струями, между которыми можно ходить, бегать, кататься на велике. Вдоль всей набережной протянется прогулочная зона со смотровыми площадками с видом на Кремль, храм Василия Блаженного, купола Архангельского собора. Сюда же с Лужкова моста полностью перенесут аллею с 20 «деревьями любви» – скульптурами, на которые молодожены и влюбленные традиционно вешают замочки.

ВЗГЛЯД АВТОМОБИЛИСТА

– Несмотря на то, что количество полос для машин останется прежним, ширина их станет меньше, – рассказал «КП» координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов. – И что мы получим? Раньше таксист, чтобы забрать клиента с набережной, останавливался в правом ряду, включал «аварийку» (так как там повсюду запрещающие знаки) и не создавал для других водителей серьезных помех. Потому что полосы были широкими и его можно было легко объехать. После ремонта, если машина такси остановится, она перегородит целый ряд. А не остановиться она не может, потому что клиент ждет. Я думаю, пропускная способность дорог вдоль набережных уменьшится. А пешеходам, наверное, да, будет удобно.

МНЕНИЕ УРБАНИСТА

Генеральный директор компании Citymakers Петр Кудрявцев:

– Для Москвы набережные всегда были парадным фасадом – таким образом, они отвечали идеологическим задачам советского государства и его столицы, для которой основополагающим документом стал Генеральный план реконструкции 1935 года. Идеология меняется и вместе с ней меняется отношение к общественным пространствам. Сейчас исторические набережные в большинстве европейских городов и в крупных азиатских центрах становятся активными городскими территориями, наполненными жизнью. В Берлине на берегу Шпрее делаются искусственные бассейны, на парижской Сене разбиваются пляжи для всех желающих. Вообще чистота, благоустроенность и доступность реки – один из наиболее сложных и важных показателей цивилизованности города и уровня его развития. Недавно Москомархитектура выпустила альбом типовых решений по благоустройству набережных Москвы-реки – это методическое пособие для архитекторов, которое помогает им сделать удобное и безопасное для горожан пространство, граничащее с водой. Как представитель Общественной палаты Москвы, я принимал участие в экспертизе этого документа – он выполнен на высоком профессиональном уровне. В качестве интересного примера реализации я бы назвал реконструкцию набережной в районе Зарядья – думаю, она станет образцом подобных пространств в Москве.

Введите данные:

Forgot your details?