Россияне своим поведением демонстрируют желание оставить за спиной последние признаки кризиса. Одним из ярких показателей этого стало увеличение покупок новых автомобилей по итогам июня: рост по этому направлению составил 15%. Тем самым с марта текущего года наблюдается непрерывное увеличение продаж на автомобильном рынке России. По итогам II квартала рост составил 12%.
Примечательно, что россияне проявляют лояльность к отечественным автомобилям, продажи которых находятся на первой строчке. Реализация продукции российского автопрома выросла почти на треть благодаря очень удачному июньскому результату, который заметно поднял цифру прироста продаж с начала года.
Можно ожидать, что рынок отечественных автомобилей по итогам года вырастет как минимум на 10% по сравнению с уровнем прошлого года. Каждый час обладателями новых автомобилей становятся в среднем 184 человека в России, а суммарный оборот этого рынка, если включить сделки по купле-продаже поддержанных «железных коней», превышает этот показатель в пять раз. При этом не скупятся потребители в России и на приобретение автомобилей известных иностранных брендов, которые, кстати, стоят недешево.
Производство грузового транспорта растет на 25% вслед за увеличением перевозки товаров в России: крупнейшие производители демонстрируют перевыполнение бизнес-плана, при этом каждый шестой грузовой автомобиль — это очередное расширение товарной линейки в этой отрасли через появление новых моделей.
Производители отмечают, что запасы автомобилей тают у них на глазах, а производство в ряде случаев едва успевает за стремительно растущим спросом: по данным Росстата, за период с января по май производство легковых автомобилей в России выросло на 20,7% до 526 тысяч единиц. При этом число новых автобусов увеличилось за тот же период на 31,2% — до 9,6 тысяч единиц. Сильно вырос и выпуск новых грузовиков — на 18,3%, до 54,8 тысяч единиц.
Российский автопром получает также поддержку и со стороны развивающегося сельского хозяйства, где все больше требуется «железных коней» в помощь фермерам, у которых посевные площади растут последние десять лет со среднегодовым темпом в 7%, а также растет потребность в грузоперевозках российских зерновых, овощей и фруктов. И российский автопром вместе с отечественным сельскохозяйственным машиностроением показывает заметные успехи: суммарно производство машин и оборудования для сельского хозяйства выросло за прошлый год на 60% по отношению к 2015 году, о чем рассказал глава кабмина Дмитрий Медведев во время заседания правительства 6 июля. Он также обратил внимание, что «последние пять лет экспортные поставки машин и оборудования охватили 47 стран», а при их производстве доля «отечественных комплектующих и материалов превышает 70% от себестоимости выпускаемых машин».
Любопытно, но насколько синхронно с российским развивается американский автомобильный рынок, только если учесть, что он движется ровно в обратную сторону, то есть в сторону спада. С начала года автомобильная отрасль в США демонстрирует сокращение продаж новых «железных коней» американцам, а в июне, когда российский рынок взлетел, американский рухнул на 3%. Впервые с 2009 года продажи автомобилей и грузовиков за первые шесть месяцев текущего года упали в США на 2,1%. При этом некоторые бренды обнаружили падение продаж до 19 с лишним процентов. Продажи даже самых ходовых автомашин просели в среднем на 10%, сократилась также реализация американских автомобилей на внешний рынок, что стало одним из главных факторов снижения экспортной выручки американских товаропроизводителей в начале текущего года. При этом средняя цена за одно авто в США «кусается» и составила по итогам июня 31 720 долларов. Растет количество и проблемных автокредитов в США: по итогам I квартала оно выросло до 7,35% в портфеле американских банков по такому направлению. В России наблюдается рост автокредитования — с начала года на 19% (в США — спад на 13% за тот же период), при этом доля проблемных кредитов показывает тенденцию к снижению, с почти 10% в прошлом году от всех выданных займов по этому направлению кредитования, до 7% в текущем году.
Владислав Гинько, эксперт РАНХиГС при Президенте РФ