С места – в курьеры

Москвичи люди занятые – полжизни проводят на работе и в транспорте. Иногда даже в магазин за продуктами на ужин забежать некогда. И тут на помощь приходит курьер. На дом можно заказать абсолютно все – от кошачьего корма до самих кошек. Проголодался – вот тебе ужин из ресторана, прохудились сапоги – привезут новые. Даже побрить и постричь приедут прямо в квартиру. А если можно не заморачиваться походом по магазинам, значит, скоро они совсем вымрут, а курьеров станет больше? С этими вопросами в голове я искал работу разносчика товаров. Оказалось, не так просто – претендентов много. Первое место, где имелись вакансии, было классическим – пицца на дом и в офис.

НА ТРЕЗВУЮ ГОЛОВУ

Я-то думал, мне придется проходить медкомиссию, сдавать анализы, получать справки. А на деле оказалось достаточно показать паспорт. В отделе кадров крупной компании ко мне подошел бородатый мужик и, шурша анкетой, вежливо поинтересовался, как ему скрыть свой условный срок. Пока я ломал голову, тот поспешил добавить:

– Я-то был трезвый в ту ночь и ехал по правилам…

Но, оказывается, и судимость на курьерство влияет. И скрыть ее очень просто. Надо лишь промолчать.

Нам дали почитать инструкцию. Отдельным пунктом написано, что во время работы мы должны быть непременно трезвыми. И даже если клиент предложит выпить, обязательно должны отказать.

ЧАЙ, НА ЧАЙ НЕ ВСЕ ДАЮТ

На следующий день я уже сидел в тесной душной конторке (станция метро «Менделеевская»), очень похожей на сельский военкомат, и ждал своей очереди. Администратор Володя в поварской тюбетейке объявлял фамилии и вяло матерился. Киргизы и узбеки получали коробки с пиццей и складировали их в сумки кубической формы. Мне объяснили, что нести их нужно аккуратно, как собственного ребенка. Иначе «Маргарита» сплющится и превратится в шаурму. За это придется повторить тот же заказ, причем за свой счет.

На батарее гордо виднелись чьи-то махровые носки. Запах от них вперемешку со свежей выпечкой дает галлюциногенный эффект. Но, правда, когда ты с улицы. Минут через десять к нему привыкаешь.

Подошла моя очередь, и я наконец пробрался к окошку для выдачи заказов.

– Очкуешь? – тактично спросил Володя. – Ничего. Вот тебе два пакета. Там суши, роллы, специи. Адрес – Тверская, 24. В накладной все указано.

Когда ты идешь по улице с двумя пакетами, курьером себя не чувствуешь. Другое дело, когда ты прешься в метро с огромной сумярой. Пассажиры готовы съесть тебя вместе с твоим благоухающим скарбом. И это притом что одна ходка курьера стоит всего 200 рублей (проезд оплачивает компания).

На Тверской я позвонил моей первой клиентке, которую зовут Саманта. Вежливым бархатным голосом объявил, что ее суши у меня и, если она хочет их получить, пускай спускается. Может, иностранка, подумал я. Чего-нибудь да обломится. В смысле чаевых. Но Саманта оказалась обычной русской скрягой, схватившей пакеты и улизнувшей обратно в офис (оплата у нее уже прошла – по безналу).

НАМ БЫ ДОЖДИК

Понедельник – день тяжелый. Следующего заказа мне пришлось ждать часа три! Потому что курьеров в компании – как китайцев на Красной площади. А клиентов в первый рабочий день не так много.

– Самый кайф для всех пиццерий – это дождь, – говорил мне администратор Владимир. – Люди не выходят ни в кафе, ни в магазин. И начинают названивать.

Дождя не намечалось. И потому я скучал. Опытные курьеры разулись и завалились спать на стульях. Кто-то заказал себе обед. Его также выдает компания. Оплата символическая. Например, тарелка макарон с тушенкой 50 рублей. Их каждый четверг (день выдачи недельной зарплаты) вычитают из курьерского гонорара.

Я одурел от скуки. Выучил на стене все объявления. Одно из них начиналось так (дословно – как орфографически, так и пунктуационно): «Уважаемые курьеры напоминаю Вам что Вы находитесь на теритовии Российской Федерации где разговаривают на русском языке». Там же висела карта Москвы, по которой курьеры должны ориентироваться в столице. Вся в дырках от пальцев – куда тыкали. Вместо Северо-Восточного округа вообще зияла штукатурка (видимо, кто-то вырвал кусок, чтобы не потеряться). А вообще, если ты хочешь доставлять еду в Москве, у тебя обязательно должен быть смартфон с интернетом. Иначе – без навигатора – ты просто завязнешь в этих адресах. Некоторые службы, например, Яндекс.Еда (агрегатор доставки готовой пищи из столичных баров и ресторанов. – Авт.), заставляют своих курьеров скачивать приложение, с помощью которого распределяют заказы.

НАДО БЫЛО УЧИТЬСЯ

После второго заказа (недалеко, на «Чеховской») я пришел в контору угрюмее прежнего.

– Что? – интересовались киргизы. – Опять чаевые не дали? Понедельник же. Самая масть идет в пятницу, когда клиент поддал вечерком и чувствует себя падишахом.

Я уперся подбородком в кулачок и внимал опыту жизни.

– А вообще надо было учиться и получать специальность, – на полном серьезе продолжали курьеры. – Вот и не надо было бы бегать.

– Я филолог, – выпалил я, чем окончательно удивил своих коллег.

Странно, конечно, аж целый филолог!

Но, повторю, доставщиков еды в Москве действительно никто не проверяет (может, у кого-нибудь инфекционная болезнь, а он пиццу или эклеры везет клиенту). И официально не оформляет. Паспорт переписали, за сумку-холодильник денежный залог взяли (в первый же день одну тысячу рублей наличкой и потом в течение месяца еще четыре тысячи, при увольнении вся эта сумма возвращается), – и вперед!

Гастарбайтеры, как правило, не имеют регистрации. Живут по десять человек в съемных комнатах. Деньги откладывают, чтобы помогать семье на родине.

Но! С другой стороны, на самой кухне все очень строго. Не дай бог зайти без халата, бахил и головного убора! Пицца на выдаче заказов обязательно запечатана, и курьер ее не видит при всем желании.

В общем, заработал я с гулькин нос. За восьмичасовой рабочий день (у меня, как у новичка, он был сокращенный, а вообще курьеры бегают по 12 часов в сутки) мне упало только три заказа и ни рубля чаевых. Пот. Жара. Мозоль на ноге. Взгляды пассажиров в метро. И за все это 600 рублей?

Один добрый узбек посоветовал купить самокат. Мол, с ним развозить заказы будет быстрее. Хотя сам гоняет на мотороллере. Бензина потребляет мало. Пробки объезжает за милую душу. Правда, сейчас водителям таких мопедов нужно сдавать на права (категория М). В среднем доставщик пиццы выполняет 40 заказов в неделю. Это 8 тысяч рублей. Соответственно за месяц – 32 тысячи. Чаевых набегает от 3 до 5 тысяч.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

«СЕКТОР УСЛУГ НАДО РАЗВИВАТЬ И ДАЛЬШЕ»

– В 90-е годы российские бизнесмены не любили оказывать услуги, – сообщил «КП» гендиректор Национального фонда защиты потребителей, академик РАЕН Александр Калинин. – Сейчас этот рынок развивается семимильными шагами. Вы посмотрите, чего только нет в объявлениях. Детей понянчить, пожалуйста. Присмотреть за стариками тоже. Доставить посылку. Постричь на дому. Можно вызвать человека, который с вами выпьет или просто выслушает. Но все же сектор услуг надо развивать и дальше. Надо, чтобы в валовом внутреннем продукте он составлял хотя бы 20 процентов (сейчас не более 5%). Вот тогда у нас экономика будет по-настоящему рыночной. Речь идет о самых разных уровнях сервиса обслуживания. Не только бытовом, но и банковском, страховом, экологическом и так далее.

Но это, конечно, не значит, что курьеры полностью вытеснят магазины. Ведь крупные торговые центры, например, это уже скорее места досуга, где можно время провести, – шопинг, кино, развлечения, рестораны. Курьеры – просто дополнительная услуга, облегчающая жизнь. И наступит такой момент, когда организация, не имеющая такой услуги, просто начнет сильно проигрывать на рынке конкурентам.

«СТОИМОСТЬ ДОСТАВКИ УПАЛА В ТРИ РАЗА»

– С каждый днем доставка товаров клиентам становится удобнее, – считает руководитель сервиса по аренде гаджетов Сергей Ракша. – Москва, да и вся Россия, идет по стопам США и Европы. Раньше, чтобы добиться доставки, надо было совершить много телодвижений. Звонить диспетчеру, договариваться. Сейчас этот процесс автоматизирован. Одним нажатием кнопки человек выбирает услугу, другим нажатием ее оплачивает. Еще пять лет назад вызвать курьера было сложно и дорого. Стоимость доставки за это время упала в три раза.

ЖАЛОБ ПОЧТИ НЕТ

По словам эксперта Общества защиты прав потребителей («горячая линия») Дмитрия Лесняка, клиенты служб доставки на плохое обслуживание жалуются редко.

– В основном потому, что цена этих услуг невысока, – считает специалист. – Ну помялась в коробке пицца, например. Проще привезти новую, чем спорить с клиентом и что-то ему доказывать. Да и сам клиент вряд ли напишет жалобу из-за пятиста рублей. А вот дорогие товары москвичи все же стараются купить непосредственно в магазинах, где есть продавцы-консультанты.

Введите данные:

Forgot your details?