Стратег из кармана: праздничная церемония спуска на воду первого малого ракетного корабля «Тайфун»

  24 ноября состоялось долгожданное событие: на судостроительном заводе «Пелла» состоялась праздничная церемония спуска на воду первого серийного малого ракетного корабля проекта 22800 «Тайфун».
Два первых корабля проекта 22800 «Каракурт»: «Ураган» и «Тайфун» – были заложены 24 декабря 2015 г. Проект разработан ЦМКБ «Алмаз» (Санкт-Петербург). Проект является улучшенной версией МРК проекта 21631 «Буян-М», – именно эти корабли ошеломили мир 7 октября 2015 г., когда из акватории Каспийского моря нанесли массированный ракетный удар «Калибрами» (залпом в 26 ракет) по террористам в Сирии.


Ровно через год после закладки «Урагана» и «Тайфуна» начальник главного штаба ВМФ, вице-адмирал Андрей Воложинский сообщил о планах построить 18 «Каракуртов» для Военно-морского флота России до 2022 г. Сейчас на разных этапах строительства находятся 8 кораблей из 12 заказанных Минобороны. И уже в следующем году на флот поступят первые три.
Головной МРК «Ураган» в настоящее время достраивается на воде у набережной завода, он был спущен 29.07.2017. Кроме «Пеллы» «Каракурты» будут строить завод «Море» в Феодосии, Зеленодольский завод им. А. М. Горького в Татарстане и Амурский судостроительный. В духе флотских традиций малым ракетным кораблям серии будут даны названия, связанные с различными погодными явлениями («Ураган», «Тайфун», «Шторм», «Шквал», «Буря» и т.д.).
На западе принято относить МРК к классу корветов УРО. Проект 22800 отличается от типа «Буян-М» (проект 21631), в первую очередь, повышенной мореходностью. Стоит обратить внимание на историю создания данных кораблей. Они появились, по сути, из-за ограничений, наложенных договором РСМД, о запрете размещения на суше в Европе ракет малой и средней дальности, с дальностью свыше 500 км. США свои крылатые ракеты стратегического назначения «Tomahawk» («Топор») размещают на кораблях, чтобы обойти ограничения РСМД.
Находящиеся на кораблях КР «Калибр-НК», в НATO им присвоен индекс SS-N-27 «Sizzler» («испепелитель»), имеют максимальную дальность применения 2600 км. Небольшая осадка МРК в 4 метра позволяет перебрасывать их по внутренним водным коммуникациям России с юга на север. Это даёт определённую стратегическую гибкость в плане применения кораблей, а флот приписки можно считать весьма условным в силу высокой оперативной составляющей.
Зарубежные военные эксперты до сих пор недоумевают, как в России смогли уместить 8 стратегических ракет «Калибр» в кораблик с водоизмещением 800 т и длиной всего 67 м. В настоящее время командованию стратегического планирования НАТО в Европе приходится учитывать фактор малых ракетных кораблей. Хотя их ударная мощь значительно меньше, чем у американских крейсеров и эсминцев, они обладают возможностью нанесения ударов в глубокий тыл, что является серьёзным сдерживающим фактором в ситуации глобального противостояния и отсутствия слаженной системы ПВО на европейском ТВД у НАТО.
Можно с уверенностью утверждать, что на ближайшие 10 лет корабли данного проекта станут главной неядерной стратегической силой российского флота на море, несмотря на свои «карманные» размеры. Среди основных преимуществ этих кораблей – высокая маневренность, повышенная мореходность, а также архитектура надстроек и корпуса, выполненная по технологиям пониженной отражающей способности.


ТТХ проекта 22800
Водоизмещение 800 т, длина 67 м, ширина 11 м., осадка 4 м.
Максимальная скорость хода 30 узлов, дальность плавания на экономической скорости – до 2500 морских миль. Автономность составляет 15 суток.
Вооружение: тактический ударный комплекс 1×8 УВП 3С14 для ракет РК П-800 «Оникс» и «Калибр-НК»;
1×1×76,2-мм автоматическая универсальная артиллерийская установка АК-176МА;
зенитная артиллерия представлена 2×30-мм ЗАУ АК-630М и ПЗРК (с третьего корабля — Панцирь-М).
Являясь кораблями 3 ранга и имея определенные ограничения по применению в океане, всё же именно они станут становым хребтом восстановления российского военно-морского флота. На них будут обкатывать современные методики не только моряки, но и судостроители, и промышленность в целом. И уже получив неоценимый опыт, страна сможет приступить к строительству кораблей 1 ранга с гораздо меньшим напряжением сил.


Ну, а сегодня хочется поздравить всех с этим знаменательным событием!
Автор: Виталий Сагайдак.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Введите данные:

Forgot your details?