Сын или Бог, я твой: Retweet стихотворений Иосифа Бродского

Дождливый вечер, полумрак, «полторы комнаты», заполненные несколькими десятками зрителей, что пришли послушать стихи любимого поэта, а вдоль стен с гулом льется:

Генерал! Вы знаете, я не трус.
Выньте досье, наведите справки.
К пуле я безразличен. Плюс
я не боюсь ни врага, ни ставки.
Пусть мне прилепят бубновый туз
между лопаток – прошу отставки!

Именно в такой ламповой атмосфере завершился вчерашний день для корреспондента НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

29 июля в квартире Иосифа Александровича Бродского читал стихи актер театров Джулиано Ди Капуа и «Практика», куратор театра «ПТТ» Павел Михайлов.

Чужое чтение своих стихов Иосиф Бродский не любил, признавал только собственное, полагая, что никто лучше автора их прочитать не сможет, однако в данном случае, с уверенностью можем сказать, что это чтение поэт бы одобрил.

Сын или Бог, я твой: Retweet стихотворений Иосифа Бродского

Скандировать стихи – огромный труд, тем более его авторства, которые часто трудны для восприятия. В них песня, что будет литься бурной рекою только в том случае, если чтец станет соблюдать целый ряд правил, в том числе интонационных, поскольку интонация играет здесь ключевую роль, если будет понимать то, о чем читает.

«До восемнадцати лет я не слышал фамилии Бродский. Меня с ним никто не знакомил и никто про него не рассказывал. В две тысячи втором я пришел в Дом Книги в Петербурге, чтобы что-нибудь купить. Вижу — Бродский, нобелевский лауреат, открываю — „Бобо мертва, вот чувство дележу / доступное, но скользкое, как мыло. / Сегодня мне приснилось, что лежу / в своей кровати. Так оно и было“ — вот с этого все и началось»,- рассказывает Павел.

В этот вечер прозвучали самые сильные произведения нобелевского лауреата, самые сложные, значимые, не мейнстримные. Их выбор был обусловлен тем, что с их помощью можно проследить изменение взглядов лирического героя на окружающую ее действительность, взросление личности, обретение себя.

Сын или Бог, я твой: Retweet стихотворений Иосифа Бродского

Первая часть посвящена юности: «Новые стансы к Августе», «Остановка в пустыне», «Письмо к генералу».

Во второй звучат: «Дидона и Эней», «Там за нигде, за его пределом», где зрелость личности смешана с прощанием и принятием.

Те, кто не умирают,- живут
до шестидесяти, до семидесяти,
педствуют, строчат мемуары,
путаются в ногах.
Я вглядываюсь в их черты
пристально, как Миклуха
Маклай в татуировку
приближающихся дикарей.

Удивительно с какой точностью Павел передает настроение каждой строчки. Он точно знает в какой момент необходимо читать с надрывом, где стоит перейти на шепот, а где на крик, как некогда кричала душа самого поэта.

«Бродский — стопроцентный кумир. Через него я узнал Блейка, Одена, Кавафиса и многих других. Курить начал отчасти из-за строчек, „и с присохшей к губе сигаретою, сильно за полночь, возвращаясь пешком к себе“.
Если представить, что всякий поэт, как гвоздь, вбивается в человека на разную глубину — и поэтому людям нравится кто-то больше, кто-то меньше — то Бродский вбит в меня по самую шляпку».

Сын или Бог, я твой: Retweet стихотворений Иосифа Бродского

В качестве музыкального сопровождения звучала музыка Альфреда Шнитке и песня музыкального коллектива "Аукцыон". Декорациями на этот раз служили стены квартиры, где прошло детство Иосифа, его юность; где стоит тот самый буфет, который извне и изнутри напоминал поэту Нотр-дам де Пари; где его родители каждый год отмечали день рождения сына; где 24 мая собирались только самые близкие друзья поэта и дарили его матери цветы, а Мария Моисеевна аккуратно отрывала от цветов листья и складывала в мешок, чтобы таким образом попытаться в какой-то степени остановить время и навсегда сохранить еще один день, канувший в лету.

Сын или Бог, я твой: Retweet стихотворений Иосифа Бродского

"Этот спектакль возник в 2012 году в рамках краудфандинговой кампании Фонда создания музея Бродского «С миру по нитке — Бродскому музей!». Сейчас сбор средств на музей уже не актуален, и вторая идея спектакля — популяризация творчества Бродского — выходит на первый план. Я играю его, потому что мне нравится и потому что это нравится людям. И буду продолжать играть".

Сын или Бог, я твой: Retweet стихотворений Иосифа Бродского

Его игра – это бесконечное переплетение эмоций, она заставляет слушателя и смеяться, и плакать, и даже физически испытывать боль. Если вы никогда не читали стихи поэта, то лучшего знакомства с творчеством Бродского и представить себе нельзя. Узнать его можно только через произведения, которыми он жил всю жизнь. Это не заменят никакие воспоминания, биографические справки и даже фильмы с его участие. Есть бумага, а на ней строчки, в которых заключен целый мир, потому что "время, столкнувшись с памятью, узнает о своем бесправии" и это – чистая правда.

Сын или Бог, я твой: Retweet стихотворений Иосифа Бродского

Сын или Бог, я твой: Retweet стихотворений Иосифа Бродского

Навсегда расстаемся с тобой, дружок.
Нарисуй на бумаге простой кружок.
Это буду я: ничего внутри.
Посмотри на него – и потом сотри.

Тот, кто не успел попасть на спектакли 29 и 30 июля, сможет послушать их 12 августа. Спектакль пройдет в Доме Мурузи по адресу Литейный проспект, д. 24 ( Музей-квартира Иосифа Бродского). Стоимость билета – 1000 рублей. Количество мест ограничено. Билеты можно приобрести здесь.

Фото и текст: Кристина Мурашова.

Введите данные:

Forgot your details?