Тайна старого фотоаппарата: Москвич ищет людей с забытого негатива

– Только, пожалуйста, аккуратнее, – говорит мне 49-летний Владимир Грицук, большой любитель антикварных фотоаппаратов. – Здесь у металлической рамки края немного завернуты, и пластинку легко поцарапать.

Поддев ногтем старинные зазубрины, я осторожно потянул на себя потемневшую стекляшку и стал смотреть на нее, как на рентгеновский снимок. Шесть человек. Примерно одинакового возраста. У одного мужчины из кармана пиджака торчит гребешок. Видно, что к съемке готовился. У второго на кителе боевой орден. Женщины с аккуратными прическами. Никто из них, как нынешние барышни, губы не надувает.

– Как знать, может, кто-нибудь узнает в них своих родственников, – рассуждает Владимир. – Эту стеклянную фотопластинку я достал из австрийского фотоаппарата «Фогтлендер», который купил на барахолке в Измайлове. Скорее всего, фотографировались для документов.

«СНИМАЮ НА ФЭД»

Владимир Грицук увлекается антикварными фотокамерами уже много лет. Через его руки прошло несколько сотен аппаратов (как советских, так и зарубежных). Причем расстается он с ними легко. Что-то дарит друзьям, что-то продает.

– Никогда не угадаешь, какой экземпляр тебе попадется на барахолке, – рассказывает он. – Некоторые продавцы хорошо в этом разбираются. И достойную камеру на витрину никогда не положат. У них надо отдельно спрашивать, что есть в наличии и сколько стоит. А некоторые даже не подозревают, чем торгуют.

Камеры многие коллекционеры рассматривают как инвестиции. 15 лет назад, например, на аукционах в Англии или Австрии самый дорогой фотоаппарат уходил за 100 тысяч долларов. Теперь это уже миллионы!

– То, что лежит сейчас на рынке, через какое-то время исчезнет, – считает Владимир. – Помните, как наши деды рассказывали? Мол, были времена, когда на рынке можно было купить Кандинского. Или Кустодиева. То же самое происходит с фотоаппаратами. Старый экземпляр – это произведение искусства своего времени. Техническое. И подделать его очень сложно.

При этом ударяться в бизнес и наживаться на антикварных камерах Владимир Грицук не желает. Фотографирует для души. В основном своих близких. И снимает на советские аппараты. Например, на ФЭД с двумя объективами (расшифровывается как Феликс Эдмундович Дзержинский). Из пленки Владимир мастерит стереослайды и смотрит потом со всей семьей с помощью специального устройства (вьювера). Я тоже взглянул и 3D-картинки оценил по достоинству.

ЛИЦА ИЗ СОРОКОВЫХ

По мнению гендиректора аукционного дома «Литфонд» Сергея Бурмистрова, стеклянная фотопластинка, найденная Владимиром Грицуком, относится к 1940-м годам.

– Позднее, как мне кажется, по стилистике не очень подходит, – рассказал он. – А происходить фотосессия могла где угодно. Жаль, что на пластинке нет каких-либо наклеек или надписи. Часто это помогает атрибутировать изображение более точно. Если говорить о стоимости данного экземпляра, то фото имеет, конечно, историческую ценность, но не коммерческую. Среди коллекционеров ценятся в первую очередь фотографии известных людей, особенно если они с автографами, ранние дагеротипы 1850 – 1860-х годов, жанровые фотографии XIX века, военные, авторские отпечатки известных фотографов XX века и прочие.

В социальных сетях, где Владимир Грицук также опубликовал эти фото, есть мнение, что они сделаны в довоенной Москве. Люди, скорее всего, приезжие. Вероятно, строили столицу (возможно, метро). А снимки сделали либо на документы, либо для личного пользования. Кстати, орден Красной Звезды, который виден на груди у одного мужчины, был учрежден в 1930 году.

ВАЖНО!

Если вы узнали на ретроснимках своих родных и близких, пишите по адресу moskva@kp.ru (с пометкой «старое фото»). Мы с вами обязательно свяжемся. И даже подарим снимок вашей бабушки (или дедушки).

Еще был случай

Доброго советского первоклассника с фото отыскали через соцсети

Похожая история произошла с фотографом Элизабет Бланшет. В прошлом году она приехала в Москву как турист и пошла прогуляться на блошиный рынок в то же Измайлово. И, так же как Владимир Грицук, прильнула к витринам с фототехникой. Выбрала пленочный аппарат, сунула его в сумку и забыла. А вернувшись домой в Англию, женщина обнаружила в «Эликоне» непроявленную пленку. Элизабет напечатала снимки, на них была целая история советского первоклассника, мальчика с поразительно добрым открытым лицом.

Фотограф опубликовала карточки в своих социальных сетях. Их перепостил один российский журнал о фотографии. И через полгода герой фото нашелся! Это был Дмитрий Кретов. Публикацию в журнале заметила знакомая Димы и отослала ему. Сейчас Элизабет уже сняла фильм об этой истории и готовится к его премьере. Сначала в Англии. А потом и в Москве (подробности).

«Комсомольская правда» рекомендует: уникальный альбом «Главные документы Великой Отечественной войны».Покупайте на shop.kp.ru и в фирменных магазинах «КП».

Введите данные:

Forgot your details?