Умерла Кира Муратова – режиссёр «кино не для всех»

6-го июня нас постигла большая утрата – на 84-м году ушла из жизни Кира Муратова. Последние несколько лет назад она, объявив о завершении своей работы в кино, жила в Одессе со своим мужем, художником и сценаристом Евгением Голубенко, практически в затворничестве. «На пенсии» поначалу активно следила за происходящем между Россией и Украиной, критически высказываясь о действиях политиков, но потом потеряла к этому интерес. Много болела, как это бывает со многими людьми в пожилом возрасте, оставшихся без дела, которому они были преданы всю жизнь. И в итоге умерла.

Она, конечно, оказала огромное влияние на отечественный кинематограф, да и на нас, зрителей. Больше всего ей, наверное, подходило слово «особенная». Кира Георгиевна не снимала простых фильмов, а будто ставила диагнозы нашему обществу. И персонажей показывала особенных – чудаковатых, неустроенных, часто откровенно нелепых, раскрывая через чужие особенности человеческую натуру. Однажды в Берлине, после премьеры ее «Увлечений», на неё напала пожилая пара, упрекая в том, что она не любит людей. Любила. Просто у неё была своя правда. «Я не кошка, чтобы любить людей вообще» – говорила она. Да и ее фильмы не для того, чтобы их любить «вообще» и смотреть семьей на большом экране после Малахова и перед новостями.

Кира Георгиевна родилась в Румынии, в городе Сороки. После школы поехала в Москву, поступать на филфак МГУ, но в итоге попала во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Вышла замуж первый раз, стала Муратовой (в браке родилась дочь Марианна, но трагически погибла).

Одной из первых ее работ стала картина «Короткие встречи», где главные роли помимо самой Киры сыграли Нина Русланова и Владимир Высоцкий. Ее творческий радикализм (по тем временам ее картины были понятны, пожалуй, только коллегам по ВГИКу) с большим трудом принимало общество.

Фильм «Долгие проводы» вообще 16 лет пролежал на полке, обвинённый в «мелкобуржуазности», «искажении лица советских людей, представляя их дегенератами»… Ее дважды увольняли с Одесской киностудии, лишали режиссерского кресла, назвав «профнепригодной». Но, после каждой опалы режиссёр возрождалась из пепла.

Большой удачей для Муратовой стала Рената Литвинова – в данном случае даже не понятно, кто для кого стал музой. Муратова говорила: «Рената часто спасительно фигурирует в моей биографии, появляясь со своим сценарием и со своей ролью». Рената стала актрисой, можно сказать, именно из-за Муратовой, которая помогла ей распрощаться с фантазиями о том, что ее лицо не фотогеничное. Первая ее актерская работа – роль медсестры Лилии в «Увлечениях» Киры Муратовой – стала настоящей сенсацией авторского кино середины 90-х. Потом были «Три истории», «Настройщик», «Два в одном», «Мелодия для шарманки», где у неё были как всегда яркие роли. Рената своей инаковостью идеально воплощала героинь Муратовой, которая будто через неё говорила с миром. Литвинова же обрела «свои» фильмы, где она раскрылась, как актриса.

Последней работой Киры Георгиевны стала вышедшая в 2012-м году картина «Вечное возвращение» с ее любимой Ренатой, Олегом Табаковым, Аллой Демидовой и Сергеем Маковецким. По ее собственным словам, ей было нечего больше сказать ни себе, ни миру, да и физически было очень тяжело. Режиссёр Роман Балаян как-то сказал: «Все снимают, как могут. Муратова – как хочет». Видимо, больше не хотела.

Введите данные:

Forgot your details?