Уровень конкуренции на российском рынке продолжает падать год от года

Уровень конкуренции на российском рынке продолжает падать третий год подряд, пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на данные доклада аналитического центра при правительстве (АЦ). Так, если в 2015 году 53% предпринимателей оценивали конкуренцию в своей отрасли как высокую или очень высокую, то в 2016 году их доля сократилась до 51%, а в 2017 – до 48%.

При этом доля тех, кто не ощущает конкуренции или оценивает ее как незначительную, возросла с 21% в 2015 году до 25% в 2017 году. В пользу конкуренции для бизнеса твердо верят 36% опрошенных, 21% в этом сомневается, а 38% говорят о неоднозначности влияния. В опросе участвовали 1,1 тыс. респондентов, 83% – представители микропредприятий.

Уровень конкуренции признан высоким в таких отраслях, как производство стройматериалов, IT-сфера, пищевая и текстильная промышленность и транспортное машиностроение. Ниже всего она в электроэнергетике, газовой сфере и водоснабжении.

Среди тех, кто отметил увеличение числа конкурентов за три года (49% против 58% в 2015 году), 68% указали, что это происходило за счет появления новых российских компаний, а появление новых иностранных конкурентов отметили лишь 9% опрошенных.

Глава АЦ Татьяна Радченко пояснила, что большинство иностранцев ушло с рынка в 2015 году, в первый год введения санкций и девальвации рубля (21% респондентов сообщил о падении числа иностранных конкурентов в марте 2016 года), а новые еще не появились.

40% предпринимателей возлагают ответственность за снижение конкуренции на действия власти, 37% видят причину в изменении нормативно-правовой базы, 34% назвали причиной уход с рынка российских компаний, 8% – иностранных.

С 45% до 52% выросла доля тех, кто испытывает антиконкурентное давление отраслевых монополистов. Главными же барьерами для бизнеса участники исследования назвали недостаточный доступ к финансам и высокие налоги (эти факторы отметили по 53% респондентов), 41% сетует на нестабильность госрегулирования.

Кризисные явления мотивируют бизнес оптимизировать издержки, говорит Радченко, экономия остается самым популярным методом повышения конкурентоспособности продукции, следом идет обучение сотрудников.

Недовольство властью заметно выросло и на микропредприятиях, и в крупных компаниях. Кроме того, как считают в АЦ, недовольство бизнеса мог вызвать ряд спорных законодательных инициатив 2016 года, включая "пакет Яровой" и рост неналоговых платежей.

Оригинальная статья

Введите данные:

Forgot your details?