Варлам Шаламов: Память всегда готова забыть плохое и помнить только хорошее

Варлам Шаламов: Память всегда готова забыть плохое и помнить только хорошее

"Сначала нужно возвратить пощечины и только во вторую очередь – подаяния. Помнить зло раньше добра. Помнить все хорошее – сто лет, а все плохое – двести. Этим я и отличаюсь от всех русских гуманистов девятнадцатого и двадцатого века". .

18 июня 1907 года в маленьком русском городе Вологде на свет появился русский прозаик и поэт Варлам Шаламов. За резными палисадами писатель прожил до 1924 года, дом его до сих пор сохранился, а память о нем вологжане чтят, холят и оберегают.

Шаламов родился в семье простого вологодского священника и уже в юношеские годы решил шлифовать свои жизненные принципы. Варлам о себе говорил, что жажда справедливости, зародившаяся в несправедливое для страны время, сделала свое дело.

Говорить и делать неугодное, в то непростое время, было не к лицу. В 1924 году Шаламов отправился в Москву, чтобы бороться за справедливость.

Первый арест состоялся 19 февраля 1929 года. Срок писатель отбывал на Северном Урале, а в столицу вернулся только в 1932 году. Спустя пять лет он вновь был арестован за «контрреволюционную троцкистскую деятельность». В лагере он пробыл пять лет. В третий раз срок был увеличен вдвое и в 1943 году Шаламов был арестован на 10 лет.

Чрезвычайно сильно все это подорвало его здоровье, но вместе с тем подарило стране и миру несколько подробных циклов о жизни заключенных того времени, о революционных настроениях, о той атмосфере, что пожирала страну в самые непростые для нее времена.

«Колымские рассказы» – один из самых главных его трудов, вместе с тем самый долгий, поскольку работа над произведением велась с 1954 по 1973 год. В России они были опубликованы спустя почти шесть лет после смерти писателя.

Сам автор всю жизнь тяготел к правде, так вышло и с рассказами, которые Шаламов звал «пощечиной сталинизму».

«Колымские рассказы» – тяжелое для восприятия, важное и нужное произведение, наиболее полно отражающее действительность, и весь тот ужас, в котором погрязла страна во время репрессий.

Возможно, самое большое литературное противостояние тех лет связано с фамилией Шаламова и Солженицына. Оба писали о лагерях, однако насколько разнился их почерк. Варлам неоднократно упрекал Солженицына, называл лжецом, считая, что в таких книгах не нужно писать ни о чем, кроме правды.

Его личная правда состояла в описании всего происходящего без утайки. Прежде всего, описывать то, как меняется человек лагерях, насколько быстро люди теряют самообладание и человечность.

Он писал о том, в какой момент человек перестает быть человеком. Таким образом, его произведения, в какой-то степени, описывают ад, царивший на земле. В этом холодном аду Шаламову пришлось существовать, выживать и бороться.

Солженицын полагал, что его труды должны послужить уроком будущим поколениям, тогда как Шаламов был уверен в том, что ни учить, ни лечить этим никого не требуется.

«Все человеческие чувства — любовь, дружба, зависть, человеколюбие, милосердие, жажда славы, честность — ушли от нас с тем мясом, которого мы лишились за время своего продолжительного голодания».

В этом была его правда. Его борьба, в которой он, безусловно, одержал свою личную победу, внеся огромный вклад как в русскую, так и в мировую литературу.

Введите данные:

Forgot your details?