Военный политолог: К дискуссии по Нагорному Карабаху необходимо подключить ресурс общественной дипломатии

Военный политолог: К дискуссии по Нагорному Карабаху необходимо подключить ресурс общественной дипломатииВ пятницу, 28 апреля в Москве министры иностранных дел России, Азербайджана и Армении за закрытыми дверями провели встречу, посвященную вопросам урегулирования ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Переговоры стали продолжением работы, начавшейся после обострения ситуации, о чем 2 апреля сообщили Армения и Азербайджан.

По словам постоянного эксперта «НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ», военного политолога, доцента кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Александра Перенджиева, процесс по налаживанию диалога между враждующими сторонами является крайне непростым. Эта тема активно обсуждается с 1992 года в рамках Минской группы ОБСЕ. Помимо Азербайджана, который настаивает на сохранении своей территориальной целостности и Армении, защищающей интересы непризнанной республики, так как Нагорный Карабах не является стороной переговоров, – в группу входят Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция. Сопредседателями являются Россия, Франция и США. Однако до сих пор пути мирного решения так и не найдены. Притом, что Москва прикладывает все возможные усилия, чтобы примирить два соседних государства, говорит эксперт.

«Этот застарелый конфликт не просто не урегулирован, он имеет тенденцию к вспыхиванию с новой силой, к развертыванию полномасштабной войны на Южном Кавказе. Враждуют государства, дружественные России. С одной стороны, Армения – наш союзник по ОДКБ и по ЕврАзЭС. С другой стороны, Азербайджан, с которым наша страна также успешно сотрудничает и, конечно, хотела бы хотела бы сотрудничать в формате организаций ОДКБ и по ЕврАзЭС, что пока невозможно; официальный Баку не желает быть в каком-либо союзе с Арменией на постсоветском пространстве.

Вместе с тем в России проживают представители как армянской, так и азербайджанской диаспоры, многие из которых находятся на высоких должностях – это часть нашей интеллигенции. И мы против вражды между этими народами, помирить которые оказалось так непросто. Но если Россия хочет увеличить свое влияние на постсоветском пространстве, то ей необходимо сыграть ключевую роль в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Тогда мы укрепим единство своей страны, геополитическое влияние России».

Конфликт начался в феврале 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года было объявлено о создании Нагорно-Карабахской республики. Баку попытался вернуть регион под свой контроль силой, но потерпел неудачу. Однако в настоящий момент Азербайджан пытается вернуть военным путем уже другие территории, объясняет военный политолог.

«Речь идет о попытках вернуть хотя бы территории, оккупированные Арменией, которые никогда не входили в Нагорный Карабах, а исключительно находились в ведении Азербайджанской ССР. Мы все время слышим, что Азербайджан развязал боевые действия против Нагорного Карабаха, но они уже давно ведутся исключительно на азербайджанской земле, и я бы хотел, чтобы общественность это понимала».

Военный политолог: К дискуссии по Нагорному Карабаху необходимо подключить ресурс общественной дипломатии

Как правило, детали встреч по теме урегулирования в Нагорном Карабахе не разглашаются; мало что известно и о сегодняшней беседе Сергея Лаврова, Эльмара Мамедъярова и Эдварда Налбандяна. В МИД РФ подчеркивают, что такой подход не является желанием засекретить переговорный процесс, просто обсуждение вопроса является очень деликатным. При этом без подключения ресурса общественной дипломатии прийти к консенсусу будет гораздо сложнее, считает господин Перенджиев.

«Несмотря на то, что в переговорах формально участвуют и другие государства – США, Франция, Германия, – на выходе получается, что только наша страна может поспособствовать тому, чтобы Азербайджан и Армения договорились между собой и установили мир. Но если Россия, то и российская общественность должна быть подключена к этой проблеме; должно формироваться определенное общественное мнение. Например, молодежь вообще не знакома с темой Нагорного Карабаха, а ее надо знать – если там снова вспыхнет полномасштабная война, то Россия будет стремиться ее предотвратить. Нам не нужна бойня вблизи наших границ и вообще любая война. Но мы невольно можем быть втянут в конфликт, что неминуемо отразится на внутренней обстановке в стране. Любая война имеет последствия, и на примере Донбасса – это незаконный оборот оружия, наркотики, теневая экономика. Последует серьезный удар по национальной безопасности России. Крайнюю озабоченность событиями в Нагорном Карабахе также высказывают и наши союзники по ОДКБ – Белоруссия, Казахстан, Киргизия. Они не желают обострять отношения ни с Арменией, ни с Азербайджаном, но почему-то механизмов урегулирования никто так и не предлагает.

Общественность не полностью информирована о ходе переговоров по Нагорному Карабаху. Но этот опасный, прежде всего для нашей страны межгосударственный конфликт, требует внимания и со стороны российской общественности. Кроме этого, стоит к обсуждению темы пригласить армянских, азербайджанских экспертов, чтобы в формате круглых столов – без кулаков и драк – велась мирная дискуссия по механизмам урегулирования конфликта. Общественно – дипломатическая дискуссия могла бы также способствовать предотвращению войны между Арменией и Азербайджаном».

Общественно – дипломатическую дискуссию имеет смысл проводить как в формате круглых столов и научных конференций, так и в рамках политических ток-шоу на телевидении, заключил военный политолог.

Военный политолог: К дискуссии по Нагорному Карабаху необходимо подключить ресурс общественной дипломатии

Оригинальная статья

Введите данные:

Forgot your details?