Военный политолог: Передача С-400 Турции несет огромные риски для России

Военный политолог: Передача С-400 Турции несет огромные риски для РоссииВ последнее время в СМИ все чаще появляется информация об интересе Турции к российской системе противовоздушной обороны С-400. Так, 5 мая РБК со ссылкой на два источника сообщил, что Москва готова поставить Анкаре четыре дивизиона зенитной ракетной системы общей стоимостью 2 млрд. долларов. О военно-техническом сотрудничестве двух стран, в том числе и о возможных поставках С-400, говорили на днях лидеры Владимир Путин и Реджеп Тайип ​Эрдоган на встрече в Сочи. При этом никакой конкретики и подробностей от официальных лиц о переговорах, которые длятся уже несколько месяцев, не поступает. Постоянный эксперт «НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ» военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Александр Перенджиев объясняет, что не так в истории с этой сделкой и почему на самом деле Россия не готова поставлять, а Турция закупать ЗРС.

Говорить можно, поставлять нельзя

Информация о закупке зенитно-ракетных комплексов С-400 вызвала во многих странах повышенный интерес. Так, обеспокоены Азербайджан, Иран, другие ближайшие соседи Турции и страны-члены НАТО – Болгария, Греция; в некотором смысле очень внимательно следит за развитием ситуации Израиль. Вместе с тем, обсуждение вопроса поднимает преимущественно турецкая сторона, в то время как официальные российские лица еще ни разу не дали четкий комментарий и не ответили на вопрос: действительно ли Россия собирается продавать комплексы С-400 Турции. Поэтому данную ситуацию я бы свел к формуле – поговорить о поставках можно, но поставлять нельзя.

Турция – это нестабильный и труднопрогнозируемый партнер России. Наши отношения то улучшаются, то обостряются, доходя чуть ли не до уровня военного конфликта. Был случай, который буквально врезался мне в память: в 1996 году (в тот период Россия находилась в хороших отношения с США и странами НАТО) во время празднования 300-летия Российского флота, в город Новороссийск вошел военный турецкий корабль, и моряки спустились на сушу ни как гости, а в полном вооружении и амуниции, желая продемонстрировать мощь турецкого военно-морского флота. Но фактически это можно было расценить как высадку вражеского десанта на российскую землю для того, чтобы ее оккупировать. Тогда была создана крайне угрожающая ситуация.

Между тем, в Турции до сих пор не забыли, что Новороссийск – это бывшая турецкая крепость Суджук-кале, впрочем, как и другие территории черноморского побережья. Также они не забыли, что когда-то Крым был их сателлитом. Кроме того, в Турции царит неблагоприятная политическая обстановка: неустойчивый режим, устанавливается диктатура одного лица, проведена политическая реформа… Таким образом, ограничивающих политических инструментов по отношению к главе государства в принципе нет – вся власть сосредотачивается в одних руках.

При этом еще в период напряженных отношений с Турцией после сбития российского бомбардировщика в Сирии, Минобороны РФ четко указывало на то, что Анкара ведет теневые экономические отношения с террористами. Вместе с тем, Турция является не только членом западной коалиции в Сирии, но и коалиции, созданной во главе с Саудовской Аравией. И в этих условиях, при наличии всех факторов, передача российских новейших технологий несет в себе огромную опасность; это предательство национальных интересов. Где и как, а также в чьих руках могут оказаться комплексы С-400 – неизвестно. Нельзя исключать, что они будут применены против нас же, а в некотором смысле секретные технологии – заимствованы.

Способ подразнить руководство НАТО

Вести речь о продаже зенитных ракетных комплексов можно лишь в том случае, если Турция выполнит ряд условий. Во-первых, страна должна выйти из НАТО и войти в состав Шанхайской организации сотрудничества, чтобы в вопросах регулирования отношений мы могли ориентироваться на более четкие и понятные правила. В рамках ШОС военно-техническое сотрудничество вполне возможно, например, наше вооружение и военную технику закупают Индия и Китай. До тех пор неразумно обсуждать сделку с Турцией и рассматривать выход двусторонних отношений на такой высокий уровень как продажа ЗРК, которые способны поражать все имеющиеся средства воздушного нападения на дальности до 600 км. Это эффективное средство для обеспечения обороны и безопасности, прежде всего нашей страны.

Очевидно, что разговоры по С-400 не имеют под собой серьезной подоплеки. Скорее всего, речь идет о проведении российско-турецкой информационной операции для достижения определенных целей в дипломатическом и военно-политическом пространстве. Одним словом, нужно придать серьезность намерениям, побудить страны НАТО к определенным действия, но до реальной передачи Турции С – 400 дело так и не дойдет.

Оригинальная статья

Введите данные:

Forgot your details?