Воспитанники «Сириуса» предложили президенту превратить его «Волгу» в беспилотник

Образовательный центр «Сириус» многие путают с летним лагерем: желающих купить туда путевку хоть отбавляй! Но, несмотря на то что этот детский центр расположился в Сочи на берегу моря, прямо напротив Олимпийского парка, общего с обычным лагерем отдыха у него немного. Вместо того чтобы плавать и загорать, школьники пропадают в научных лабораториях и творческих мастерских. Некоторые так и возвращаются домой, к ужасу мам и бабушек, бледными как моль и ни разу не искупавшись.

А все потому, что собирают в «Сириусе» только тех, кто отличился в олимпиадах и конкурсах – спортивных, творческих, научных и других. Приезжают ребята не отдыхать, а работать над интересными проектами и учиться у выдающихся экспертов в этих областях. Тут уж не до моря!

Вот и приехавшего к ним в гости президента Владимира Путина ребята сумели удивить. Например, предложили превратить его «Волгу» в беспилотник! Президент, к восторгу подростков, согласился.

– Не разобьешь мне «Волгу»? – предварительно поинтересовался Владимир Владимирович. – Договорились! Будет тогда совместный продукт: машина моя, а беспилотное устройство ваше. Но мы подумаем, как использовать.

ПОГОДУ В КОСМОСЕ ИЗУЧАТ НАНОСПУТНИКОМ

Показали воспитанники «Сириуса» и другие проекты. Например, одну из разработок вынесли в специальном черном ящике. В нем расположился наноспутник «Кубсат», собранный руками школьников. Нано – потому что весит лишь килограмм и больше всего похож на кубик со стороной в 10 сантиметров.

– Спутник предназначен для исследования космической погоды, – рассказали одни из его создателей, Саша Воронцев и Саша Бредихин, ученики лицея Уральского федерального университета.

Вот только что делать дальше с «Кубсатом», оказалось непонятно. Точнее – понятно, что надо запустить его в космос, но как? Свои спутники сейчас собирают во многих университетах, например, в МГУ и в МГТУ имени Баумана, но вузу проще найти деньги на запуск. А этот спутник – первый, собранный руками школьников. Не на завтраках же им экономить ради этого?

– Президент пообещал, что поговорит с Роскосмосом насчет спутника, – наперебой рассказывают мне члены команды. – А еще мы представим проект директору ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимиру Солнцеву (фамилию его подростки произносят с восторженным придыханием), может, он поможет!

Такая увлеченность ребят делом понятна: еще до приезда в «Сириус» многие занимались проектированием устройств для космоса. Так что со спутником, пусть и нано, управились в рекордный срок – за 24 дня программы. Теперь у ребят задача довести дело до конца.

– Правда, мы же все из разных городов, кто из Свердловской области, кто из Москвы, – говорят подростки. – Придется держать связь дистанционно!

НА МАРСЕ ЯБЛОНИ, НА ЛУНЕ САЛАТ

Другой вопрос, который заботит обитателей «Сириуса»: планируется ли колонизация Марса и когда? Правда, выращивать на Марсе яблони школьники пока не готовы. А вот салат и даже клубнику на Луне – запросто! Разве что с картошкой и морковкой пока затык.

– Мы разработали гидропонные и аэропонные установки для лунной оранжереи, которые бы обеспечивали космонавтов кислородом и витаминами, – объясняет мне Кирилл Можаев, один из участников проекта. – Ее будут обслуживать роботы, поэтому даже форма ячеек с растениями сконструирована так, чтобы их удобно было брать манипуляторами.

Над проектом трудилась целая команда – от биологов до программистов (создавать такие коллективы – еще одна из задач «Сириуса)! Единственное, что ребята пока не придумали, – как «пересадить» эту оранжерею на Луну.

ВСЕ НАУКИ – ДЛЯ ДЕВОЧЕК

Много вопросов готовили президенту про образование – большинство учатся в старших классах, и всем им скоро сдавать ЕГЭ.

– Вся учеба заточена под ЕГЭ, и почти все время уходит на то, чтобы заучивать какие-то формулировки и решать стандартные задачи просто потому, что их спросят на экзамене, – жалуется Оксана Пшеничко, 11-классница из кузбасского города Междуреченска. Как нужно менять систему образования и преподавания, чтобы интерес к естественнонаучным предметам у ребят не пропадал? Ведь это также сказывается на состоянии государства в целом! Для самой Оксаны сдать ЕГЭ, похоже, проблемой не будет – девушка с восьмого класса участвует в олимпиадах и проектах по физике, а в «Сириус» приехала с проектом «Бесконтактный штангенциркуль».

– В исследованиях есть и теоретическая, и практическая составляющие, – считает сибирячка. – Но когда приходится заучивать стандартные формулы и решения задач просто потому, что это надо для экзамена, теряется весь интерес, само понимание того, почему мир вокруг выглядит так и что происходит вокруг.

К слову, в научной смене девушек было куда меньше, чем в соседних, посвященных спорту и искусству. Это заметили и сами участники, и спросили президента, как он относится к феминизму.

– Я считаю, что это правильное, хорошее направление – защита прав женщин, – ответил Владимир Владимирович. – На международном уровне есть один из вопросов, к которому мы обращаемся постоянно. Это образование девочек. Во многих странах мира это огромная проблема, девочек не допускают до образования в силу различных религиозных проблем, связанных с культурными традициями в тех или других странах. И я, например, разговаривал с одним из своих коллег, которого я очень уважаю, он уже отошел от дел, он из мусульманской страны, он публично говорил: «Ну что же мы делаем? Своими руками отсекаем, по сути, такой пласт возможностей – девочкам и женщинам не даем возможность получить образование хорошее и так далее». Но такие проблемы в некоторых странах существуют, у нас – нет.

В ИТОГЕ

Смена в «Сириусе» идет 24 дня. И за это время школьники успевают столько, сколько многим взрослым специалистам не успеть и за полгода. Как считают сами ребята, все дело не только в талантливых напарниках со всей страны, но и в педагогах. В результате участники не только занимаются науками, но и учатся презентовать свои проекты не только президенту, но и нобелевским лауреатам, и топ-менеджерам корпораций. А это не менее важно, чем умение написать компьютерную программу или спаять плату. Лидер – это не только тот, кто умеет больше других, но и тот, кто может это объяснить другим, увлечь своей идеей.

Введите данные:

Forgot your details?