Западный скоростной диаметр – черная дыра городского бюджета?

Западный скоростной диаметр – черная дыра городского бюджета?Горячая дискуссия сопутствовала рассмотрению корректировки бюджета Санкт-Петербурга на 2017 год. Хотя в итоге законопроект и преодолел первое чтение, претензии к документу были серьезные. Самой сильной критике подверглось увеличение размера субсидий на выплаты концессионерам Западного скоростного диаметра и прочие проекты государственно-частного партнерства, условия которых парламентарии сочли, мягко говоря, «непрозрачными».

Параметры бюджета

Как сообщил вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Мокрецов, принципиально параметры бюджета не меняются. Доходы и расходы увеличиваются пропорционально на 3 млрд 945 млн рублей, а дефицит бюджета остается на прежнем уровне – 69,8 млрд рублей. Информацию о параметрах скорректированного бюджета депутаты выслушали без особых эмоций, но вот пункт, касающийся увеличения расходов из городской казны на реализацию соглашения в рамках государственно-частного партнерства о создании и эксплуатации Западного скоростного диаметра вызвал бурю негатива со стороны разных оппозиционных фракций.

Расходы на компенсацию недополученных доходов инвесторам ЗСД вырастают, в соответствии с документом, на 604 млн рубля. С учетом поправки город заплатит концессионеру ЗСД – ООО «Магистраль Северной столицы» – 5,2 млрд рублей. В пояснительной записке к документу даны следующие пояснения: «Указанные расходы направлены на выполнение обязательств Санкт-Петербурга, предусмотренных п.18.1(с) ГЧП и Приложением 5 к СГЧП. В соответствии с условиями СГЧП Санкт-Петербург выплачивает Партнеру платежи в форме субсидий из бюджета Санкт-Петербурга для компенсации затрат Партнера на выполнение работ и оказание услуг при реализации проекта».

Какая, к черту, коммерческая тайна?

Депутаты попытались выяснить у представителя Смольного, что скрывается за этими строчками с пунктами и приложениями. Вице-губернатор Михаил Мокрецов, как немногим ранее губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, подробности раскрывать не стал – коммерческая тайна. Хотя выступления депутатов и их требования раскрыть завесу тайны звучали убедительно.

Западный скоростной диаметр – черная дыра городского бюджета?

«Вы предлагаете увеличить расходы на выплаты концессионерам ЗСД на 600 млн рублей. Каковы юридические основания для увеличения этой выплаты? Если речь идет о пунктах договора и дополнительных соглашениях с концессионерами, то процитируйте эти нормы. Вы эти нормы держите в секрете и никому о них ничего не говорите», – взывал справедливоросс Алексей Ковалев.

«Вы ссылаетесь на какие-то документы. Но о чем конкретно идет речь? Вы собираетесь 600 млн бюджетных денег потратить и никак не объясняете, на что. Почему мы должны с этим соглашаться? Что записано в этих пунктах?» – вторил представитель фракции «Яблоко» Михаил Амосов.

«Когда принимался бюджет, в котором закладывалось миллиарды на Западный скоростной диаметр, я, выступая с этой трибуны, говорил, а на основании чего предлагается выделить эти деньги? На основании соглашения? А дайте соглашение? Отвечали – коммерческая тайна, не дадим. Какая к черту коммерческая тайна? О какой коммерческой тайне может идти речь, когда говорится о публичных обязательствах города, о средствах налогоплательщиков?» – возмущался, выходя за рамки временного регламента, яблочник Борис Вишневский.

Надо просто подождать

Михаил Мокрецов парировал выпады противников. По его словам, корректировка обусловлена изменениями условий эксплуатации – открылся центральный участок ЗСД, изменился трафик по другим участкам, а «плановые расчеты корректируются с учетом фактической ситуации». В перспективе нескольких лет, сказал чиновник, ситуация изменится коренным образом.

«По плану, в течение первых нескольких лет действительно значительные суммы идут на компенсационные выплаты, но в определенной точке сам этот объект выходит на такое финансовое состояние по доходам, когда эти выплаты будут практически исключены. Да-да, так будет», – успокаивал представитель исполнительной ветви власти.

Суть проста, пояснил расчеты Смольного Михаил Мокрецов. В первые годы эксплуатации объекта бюджет взял на себя обязательства, пока ЗСД не вышел на максимальные объемы трафика, пока не налажена работа всей дистанции. Это сделано для того, чтобы инвестор мог обслуживать кредиты, на которые он строил, и город взял на себя обязательство производить платежи. По истечении определенного ряда лет, когда произойдет выход на нормальный трафик и нормальную работу, эти обязательства уходят – «потому что ЗСД выходит на те финансовые расчетные показатели, которые обеспечивают полное существование объекта за счет выручки».

Голоса «против»

Условия соглашения озвучены, ожидаемо, не были. Однако последовало предложение корректировку бюджета с этими шестью сотнями миллионов одобрить, что в свою очередь заставило депутата Бориса Вишневского вспомнить анекдот про слона, которого должны были ощупывать слепые с целью описать животное. Кому- то достался хвост, кому-то хобот, и выводы они сделали соответствующие. «Я к чему это сказал, – пояснил Вишневский. – К тому, что в той части, которая касается увеличения расходов на ЗСД, нам предлагается голосовать вслепую». Также депутата возмутило, что нововведения и изменения были представлены не в виде сравнительной таблицы, а в виде нового документа, понять из которого, что конкретно корректируется, проблематично. Претензии поддержали также коммунистка Ирина Иванова и лидер фракции «Партия Роста» Оксана Дмитриева.

Западный скоростной диаметр – черная дыра городского бюджета?

Дмитриева, к слову, высказала претензии не только по ЗСД. Сомнение у нее вызывает целый ряд одобренных Смольным проектов. Это, в том числе, проект Невская ратуша, трамвайная концессия, компенсация частному собственнику якобы по государственно-частному партнерству расходов на социальные и инфраструктурные проекты в области Шушар и так далее.

«Меня удивляет ваше возмущение по поводу Западного скоростного диаметра. А то, что по остальным из 49 стратегических инвестиционных проектов соглашения есть только двум, как мы выяснили? По остальным инвестиционным проектам даже соглашения нет, хотя все по каждому инвестпроекту это либо расходы бюджета, либо это выпадение из доходов бюджета, поскольку земля выдается за бесценок. Заксобрание проспало либо выпадающие доходы лидо огромные дополнительные расходы бюджета, которые Заксобрание обязано было контролировать», – резюмировала Оксана Дмитриева.

Эсер Алексей Ковалев поддержал коллегу, использовав в аргументации не менее образные сравнения, чем Борис Вишневский со своим слоном. Концессию он назвал самым наглым способом увода денег из городского бюджета, а инвесторов в рамках ГЧП охарактеризовал как кровососов, похожих на микрозаемщиков.

Западный скоростной диаметр – черная дыра городского бюджета?

«Концессия – это самый наглый способ увода денег из городского бюджета. Фактически концессионер субсидирует Санкт-Петербург, получая не банковский процент, а процент, больший примерно в два раза, чем сегодня мы могли бы платить, взяв на этим же цели кредит в банке. Потому что он сам берет кредит и возвращает его за счет денег бюджета, а еще плюс он берет из бюджета эту недополученную прибыль, – говорит Ковалев.

По трамваю в Красногвардейском районе, на который сегодня 900 млн рублей предусмотрено бюджетом города и заложена рентабельность в 11%. Не бывает такого в отношении трамвая! Это невозможно. То же самое, этот Пулковский экспресс. Никто не поедет на этом экспрессе! Заранее хочу вам сказать. Дураков нет за 500 рублей ездить на экспрессе, когда можно за 35 рублей на маршрутке проехать от метро Московская. Или вы и маршрутки запретите, чтобы люди катались на этом экспрессе?

Не удивлен тому, что сказал губернатор, что на таких условиях инвесторы – эти кровососы – прибежали и выстроились в очередь, как только узнали что афера с Западным скоростным диаметром прошла. Наш город связался с людьми, которые действуют по тем же принципам, что и организаторы микрозаймов. Сначала все выглядит привлекательно, а потом люди расплачиваются всю жизнь и вешаются из-за этого».

«Соглашения должны быть открыты. Вы их заключаете от имени Петербурга, а не себя лично», – резюмировал Алексей Ковалев.

Контрольно-счетная палата, которая в целом одобрила корректировку бюджета, подтвердить обоснованность увеличения трат на ЗСД не смогла – никаких документов не представили и КСП.

Юлия Медведева

Оригинальная статья

Введите данные:

Forgot your details?