Окончание. Начало см. Часть 1
В первой части Саша, чтобы спасти мужа подруги от сглаза, отправляется искать сильного врачевателя. Знакомится с молодым целителем Алексеем, космоэнергетом Максимом и самой известной знахаркой республики – бабой Зиной.
«Я не волшебник, я только удмурт»
– Зачем вы пишете, что Удмуртия – страна колдунов? Это полная чушь! – возмущается женщина-эксперт, которая много лет занимается изучением удмуртской культуры и фольклора. Она запретила упоминать свое имя, решив, возможно, небезосновательно, что журналисты не справятся с такой тонкой и деликатной темой, как магия. – Проблема магии и связанных с нею людей – это не только проблема Удмуртии. Колдуны есть у любого народа, и не только в России, не надо вешать ярлыки.
Я понимаю ее возмущение. Удмурты – многострадальный народ. Их в предыдущие века ломали, как палку через коленку: жрецов, интеллигенцию уничтожали и репрессировали, священные рощи (здесь молились богу неба – Инмару) вырубали. И при каждом удобном случае припоминают знаменитое «Мултанское дело»: когда в конце XIX века местных крестьян обвинили в человеческих жертвоприношениях. Мол, язычники, чернокнижники, убийцы! Потом выяснилось, что мужичков подставили кровожадные завистники из соседней деревни. Не без помощи писателя Короленко невинных оправдали. Но осадочек, как говорится, остался – и волочится шлейфом сквозь века.
Когда я училась в школе, «вотяк» было ругательным словом…
Но сейчас ситуация поменялась. По моим ощущениям, в республике национальный ренессанс. Все местное в моде. Открывается множество завязанных на удмуртских древностях туристических точек – где можно на предметы быта посмотреть, перепечей (блюдо типа ватрушек, вкуснятина! – Авт.) попробовать, да хоть свадьбу по национальному обычаю сыграть. Даже свой верховный жрец появился – милейший дядечка Николай Михайлов. Бывший кагэбэшник, прошедший Афган, – ну так получилось. В его родовое имение «Мумы дор» под Ижевском теперь детей целыми классами возят – погладить козочек и барашков, в куале побывать (это избушка-святилище с отверстием для выпускания дыма в центре), посмотреть, как молится жрец в священной роще о мире во всем мире.
И не последнюю роль в возрождении интереса к Удмуртии сыграли знаменитые «Бурановские бабушки». Побывать в республике и не съездить к ним – нонсенс! Может, они знают секрет, почему здесь много знахарей?
Подмена «бабушек»
– В прошлом году нам на восьмерых было 576 лет, – кокетничают чинно сидящие в ряд на стульчиках старушки-одуванчики. – Не, по врачам и не ходим. Стационар у нас закрыли. Только два дня в неделю врач прием ведет. Нам жалко его, замученный. Так что держимся. Только Пугачева (Наталья, самая старшая из бабушек, ей 82 года. – Авт.) у нас сейчас в больнице – на профилактике!
Кстати, официальное название «Бурановские бабушки» у колоритного коллектива отобрали. Кончился контракт с продюсерами. Так что не обманывайтесь: теперь под этим названием путешествуют по стране совсем другие старушки – не те, что представляли Россию на «Евровидении» в Баку. А наши бабушки, настоящие, не поддельные, далеко с гастролями не ездят и называются «Бабушки из Бураново». Но на шоу-бизнес зла не держат. И очень рады, что участие в заморском конкурсе помогло исполнению их мечты – строительству в родном Буранове православного храма.
– К знахарям ходите?
– Да мы сами знахари уже, – отмахивается 79-летняя баба Галя Конева. – Все тебе рассказывать? Не только травы пьем. Еще капли специальные, которые в ветеринарной аптеке продают (они вообще-то разрабатывались как лекарство от радиации для животных. – Авт.). Мочу пили. А что? Она всем подходит – своя же! Курочек держим, козочек, как лето наступает, в земле возимся – это все помогает.
– Она с огурцами разговаривает, – хихикают другие бабули. – И с петухом своим!
Ничего наших старушек не берет, а ведь они по несколько операций перенесли, у некоторых и онкология была!
– Рецепты семья передала, – продолжает бабушка Галя. – Все под ногами есть – главное, знать, что от чего. В детстве, помню, как закашляем, родители веники заваривали. Вели нас в баню, между ног зажимали и этой грязной водой поили: как тут не запомнишь, что березовые листья от простуды.
– Есть у нас в Буранове одна знахарка, да мы не особо к ней ходим. Лучше уж к батюшке в храм, – кивает художественный руководитель «Бабушек» Ольга Туктарева. – Хотя глубоко язычество в нас сидит. Курочку надо сварить – просим прощения у курочки…
– Бабуль, а вы кому в храме-то молитесь? – на прощание шепчем на ушко одной из бурановских старушек.
– Так Инмару, голубчики, Инмару, – заулыбалась в ответ она. (Так по-удмуртски называют Иисуса Христа.)
Володя предсказывает будущее России
Завариваю траву, которую подарил мне Владимир – он живет в соседнем от «бабушек» селе Малая Пурга. По Володе сразу видно, что он деревенский колдун (хиромант, травник). И провидец. Худющий, скулы, а уж взгляд…
– Ну что, у вас в Москве уже построили огромный олимпийский спортивный комплекс? – сверкает глазом Володя. – Такой овальный, похожий на колизей? Будущее России – за спортом. Он для многих станет основной профессией – и очень доходной. В Подмосковье построят завод «Панасоник». Кругом будут роботы…
В общем, судя по предсказаниям Володи, все у нас в России будет неплохо. Даже очень хорошо. В отличие от судьбы самого Володи: он почему-то уверен, что будет растерзан толпой.
Я уже спокойно реагирую на подобные рассказы. Ну а что? Может, и правда человек лучше свою судьбу знает. Сам себя, считай, программирует. Но почему-то совсем не хочется тащить к Володе свою подругу Олю и ее «заколдованного» мужа.
Звоню ей: надо решать, куда все-таки поедем супруга лечить?
– Саш, поздно, – вздыхает подруга.
– Что с мужем?! – перепугалась я.
– Да жив он! Я к местной, глазовской, гадалке сходила, не дождалась тебя. Она карты разложила: сказала, мужу через еду было сделано. Чтобы у него отношения ни с кем не получались – видимо, бывшая его постаралась, я же у него не первая жена… Гадалка сказала в церковь сходить, взять святой воды. Затащила я мужа в душ, водой святой поливала и слова, которые она подсказала, прочитала. На молитву похожи.
– И?
– Прошла его хандра. Он огурцом! А вот я… В общем, теперь мне надо бы к бабке съездить. Глотать не могу – больно, нервное что-то.
Распрощавшись с целителем Алексеем и космоэнергетом Максимом, махнув крылом «бурановским бабулям» и малопургинским колдунам, дую на автобусе в Глазов – спасать подругу…
«Кез – страна чудес»
…И уже вместе с ней отправляюсь в поселок Кез. Здесь находится этнокомплекс «Живица» с настоящей кузней, заковыристой выставкой удмуртских древностей, уютными гостевыми домиками и многометровыми фигурами богатырей, вырезанными из дерева. Место сказочное – по теплоте приема и бесценным этнографическим находкам. Не зря местные шутят: «Кез – страна чудес».
Хозяйка «Живицы» ведет нас к местной знахарке, бабушке Эле. Бывшая грузчица (!) и доярка. Лечит классические для деревенской целительницы болезни – грыжи у детей, «испуг» (когда много плачут, плохо спят) и взрослые болячки – раны, нарывы, опухшие конечности.
Выслушав жалобы, бабушка Эля вдруг схватила Ольку за руку!
– Ага, в одном глазе вижу испуг у тебя! В правом. Не чувствуешь? Сейчас молитвы почитаем, святой водой умоем.
Бабушка достает небольшой ножик, уголек и клочок шерсти.
– Вот я чем лечу. Как нож режет – так грыжи вырезают. Как уголь высыхает и шерсть – так болячка засохнет.
Бабуля завернула свои магические инструменты в тряпицу. Обливая и умывая Ольгу святой водой, ходит по дому вокруг печи, что-то чуть слышно шепча…
Скрипят половицы. У меня по затылку бегут мурашки. Одно дело в книжках про обряды читать, другое дело видеть это своими глазами.
– А местный батюшка одобряет то, чем вы здесь занимаетесь?
– Одобряет, – кивает бабушка. – Я же общепринятые молитвы читаю, ничего такого. И зла никому не делаю.
Туризм как двигатель волшебства
Пока Оля по заветам бабули каждое утро умывалась святой водой, я пыталась-таки разгадать тайну удмуртских колдунов.
– Раньше у удмуртов были тунО – знающие (от «тунаны» – предсказывать, гадать. То есть прорицатели, шаманы),- рассказывает эксперт по удмуртской культуре и фольклору. – Люди, наделенные сверхъестественными способностями. По преданиям, умели превращаться в животных. Они были главными приверженцами и хранителями древней веры, больше, чем просто целители. Но, увы, сейчас туно совсем не осталось, исчезли как класс…
Так почему же в Удмуртии так много людей, считающих себя целителями?
Возможно, возрождение интереса к культуре удмуртов (а только за прошлый год туристический поток в маленькой республике вырос на 160 тыс. человек, или на 32%) в некотором роде пробуждает нацию, в которой до сих пор сильны языческие корни. А что такое язычество? Это в первую очередь близость к природе, некая сила, которую местные жители, судя по тем же «бурановским бабушкам», совсем не растеряли. И проснувшаяся молодежь начинает заниматься различными духовными поисками – как целитель Леша и космоэнергет Максим.
Кроме того, есть классические знахарки вроде бабушки Эли: те, что всегда были и есть по деревням. Где-то посередине между классикой и новой знахарской волной – бабушка Зина…
Все равно не сходится! Лишь половина из тех целителей, с кем я познакомилась, настоящие удмурты. Бабушка Зина по национальности марийка. Леша – уйгур с примесью удмуртской и белорусской кровей. Гадалка, которая «расколдовывала» мужа Ольги, татарка.
И все они хором твердят, что их способности никак не зависят от того места, где они живут. Однако же всех их судьба привела именно сюда, в Удмуртию. И уезжать отсюда они не собираются!
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
«Оль, ну как?» – уже из Москвы пишу подруге.
«Не помогло, – отвечает. – Может, делала что не так. Не сработало».
«А с мужем что?»
«Да вроде прошла хандра. Но… он все равно какой-то странный. Знаешь, пойду-ка я с нашими проблемами к психотерапевту…»
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
Не попасть под чужое влияние
– В работе целителя немалую роль играет плацебо – самоубеждение, – говорит психолог семейного центра «Лебедь» Мария Матана. – Но мне кажется, самое главное, надо понять, зачем люди идут к целителям, к гадалкам. Отвечаю: они идут к ним, чтобы скинуть с себя ответственность. Проблемы возникают у нас не просто так – это некие уроки. И, как правило, они даются каждому по силам. А обращаясь к целителям, мы отказываемся эти уроки проходить и в итоге делаем только хуже себе. Люди, если разобраться, сами вцепляются в тех, кто готов решить их проблемы. В тех же самых экстрасенсов-шарлатанов. Причем цепляются на годы, готовы нести и нести им деньги. Слушают все советы как поступать, что сделать, как снять порчу и сглаз. Отдают власть над собой, разрешают себя программировать. И люди даже не задумываются: а своей ли жизнью они в итоге живут? Хороший психолог или целитель не будет решать за клиента, как он должен поступить, человек сам должен меняться, развиваться.
В любом случае, я считаю, идти к целителю можно только тогда, когда вы сами сделали все, что смогли.
СЕКРЕТЫ МАГИИ
Мифология и не только
– Колдунов много не бывает, у всех народов их примерно одинаковое количество, – объясняет эксперт по удмуртской культуре и фольклору. – Причем люди зачастую верят, что в другой деревне (или республике, или колдун другой национальности) сильнее, чем тот, что живет рядом.
Выходит, дело в другом: не в количестве целителей, а в доверии к ним. Почему именно в Удмуртии так сильна вера в то, что знахари помогают? Не только же из-за того, что врачей в больницах не хватает?
– Вера в знахарей и колдунов встречается во всех традиционных культурах, – отвечает эксперт. – Это своеобразный символический язык, с помощью которого люди могут объяснить непонятные явления и события. Для носителей традиционной культуры сглаз и порча – это не вымысел, а подлинная реальность. Обращение к знахарям представляется им вполне оправданным и действенным способом избавления от недуга.
По последним данным ВЦИОМа, 36% россиян верят в сглаз и порчу, 23% затрудняются сказать определенно, существует магия или нет. И только 41% – однозначно не верят в колдовство – хотя многие знакомы со «стереотипно-мифологическими» представлениями о нем!
В Удмуртии есть целые деревни старообрядцев. И они, и «бурановские бабушки», и неоязычники – выходит, носители традиционной культуры.
Городские жители утрачивает эту связь с традиционной культурой. Но, если вдруг складывается в жизни какая-то сложная ситуация, вспоминают о народных целителях, ищут привязку к земле.
– И даже если какому-то больному не смогли помочь, то это не подрывает веры в знахарство в целом. Удмурты, к примеру, в таких случаях говорили не о некомпетентности врачевателя, а о том, что он не совпадает с больным по определенным критериям. И это значит, что надо найти другого – «своего» знахаря…
(И желающему найти предоставляется большой выбор из различных целителей. Я в Ижевске даже на такую любопытную штуку ходила, как аромадиагностика – когда по предпочтению ароматов делаются выводы о твоих болезнях. И подбирают целебные духи. Это хоть и восточная «магия», но народ с удовольствием посещает.)
– Но постойте! А как же бабушка, которая вылечила моего племянника? (Напомню: он до трех лет не говорил, и только целительница из удмуртского поселка Балезино помогла мальчику массажем.)
– У вас был положительный результат после обращения – и вы спроецировали его на ту бабушку. Для вас она стала тем, кто помог. Можно сказать, у вас сложилась своя мифология.
– Но вы-то сами в знахарей верите?
– Скажем так. Я исследователь – изучаю, фиксирую, свое мнение не навязываю. Но если бы люди не верили, институт знахарства не дожил бы до сегодняшнего дня. А он жив во всем мире. С точки зрения науки точки над «i» не расставлены. Есть материи, которые необъяснимы.
А как именно знахари лечат, какие силы задействуют – это совсем другой вопрос…