Тема двойных стандартов, применяемых Западом по отношению к России, стала одной из главных в последние дни. Особенно лицемерно читаемая России мораль выглядит на фоне деятельности американских спецслужб. В частности, так называемых Объединенных сил специальных операций – подразделения, которое вообще действует вне рамок каких-либо законов.
Когда президент Путин запросил права у Государственной думы на использование Вооруженных сил РФ за границей, это было воспринято западными правительствами как экстраординарный акт. Чуть ли не объявление войны с мировыми последствиями. Но малоизвестно, что планета уже давно находится в состоянии необъявленной войны, которую вполне себе официально ведут силы специального назначения США. Этим силам никакое международное право не писано. Причем для ведения этой войны президент Обама ни к каким демократическим парламентским процедурам даже прибегать не должен.
Провал общих схем деятельности ЦРУ привел к практическому отстранению ранее всесильного управления от большинства антитеррористических и иных операций за пределами США, которые требуют силовой поддержки. Финансовые сокращения окончательно вывели ЦРУ из игры. С недавнего времени даже ассигнования на подобную деятельность проходят в военном бюджете и отдельной строкой «на проведение операций вооруженных сил США за рубежом» (Overseas Contingency Operation).
Основное «бремя» проведения специальных операций за пределами США несут наиболее боеспособные и обученные части, собранные воедино со всех родов войск (армии, корпуса морской пехоты, ВМС, ВВС и Национальной гвардии) под общим управлением командования Объединенных сил специальных операций (ОССО). Суммарное финансирование операций за пределами США в этом году несколько сократилось – до 10 млрд долларов.
Силы специальных операций не ограничены никакими рамками законности. Международного права для них не существует по определению, а американское действует только на территории США, а там они по природе своей никаких операций не проводят. Еще со времен президентства Джорджа Буша-младшего отчетность ОССО поручена вице-президенту, что создает политически комфортную ситуацию, поскольку само первое лицо США как бы «не осведомлено» об убийствах, похищениях людей, пытках и «деятельности по устрашению» (то есть, по сути дела, том же терроре) за пределами США, а значит, и не несет ответственности. Классическая схема, известная по голливудским фильмам в виде мема «Стоит ли говорить президенту?».
Изначальный приказ об использовании такого рода сил Пентагона за рубежом был подписан в 2004 году министром обороны Дональдом Рамсфельдом с одобрения президента Буша. Нельзя сказать, что создание такой системы «глобальной необъявленной войны» прошло гладко. Однако причина сопротивления ее созданию заключалась не в гуманистических эмоциях, а в бюрократическом сопротивлении ЦРУ и Госдепа. Разведка не желала отрывать от себя исключительное право на проведение операций за пределами США как из соображений престижа, так и опасаясь потери значительной доли влияния в американской пирамиде бюрократии. Кроме того, это означало для Лэнгли потерю весьма существенной бюджетной суммы, которая могла превысить даже изначальные 10,5 млрд долларов, заложенные на операции за рубежом. Ведь Лэнгли лишалось системы тренировочных лагерей и части базовых станций.
Для Государственного департамента же усиление силовой составляющей и власти военных до монструозных размеров было смерти подобно, поскольку в принципе нивелировало любые дипломатические усилия по улучшению имиджа США. Кроме того, никакому послу не понравится, когда некие люди в камуфляже творят черти что у тебя под носом, а на элементарную просьбу хоть бы представиться по форме какой-то капрал морской пехоты посылает куда подальше от имени вице-президента США. Группы ОССО просто приезжают в страну, находят известную только им цель, выполняют задачу и уезжают. А дальше – разбирайтесь как хотите.
Надо понимать, что до создания командования ОССО только ЦРУ имело право игнорировать иностранные правительства при проведении операции на их территории. В понимании американского правительства, международного права не существует вовсе или оно работает, только когда в нем срочно нуждается сам Вашингтон. При президенте Буше силы специального назначения закрытыми приказами получили полномочия на уничтожение «врагов Америки» на чужой территории без информирования – а уж тем более получения разрешения – местных правительств. Впоследствии эти права были дополнены разрешением на проведение прослушивания и слежки также без уведомления «аборигенных властей». Единственное, с чем все-таки пришлось смириться во взаимоотношениях с третьими странами – это согласование проведения допросов захваченных в местных тюрьмах или лагерях.
Изначально эта схема была направлена исключительно на борьбу против международного терроризма, которая с легкой руки военных превратилась в планетарную зачистку. Отряды ОССО уничтожали тренировочные лагеря террористов в Йемене, Сомали, Судане, Пакистане и далее со всеми остановками, демонстрируя высокую эффективность. Со временем уже президент Обама подключил к работе ОССО беспилотники, которые казались ему самым последним технологическим прорывом в военных действиях. Или, вернее, ему так объяснили.
Но, как и всегда случается в мире разведки, бесконтрольная военизированная система зажила собственной жизнью. Сейчас уже никто в мире не обладает достаточной информацией о том, где, когда, как и какие части ОССО что-то проводят или собираются проводить. Так называемый гражданский контроль над операциями за границами США осуществляется в виде слушаний специальных подкомитетов Конгресса, которые собираются нерегулярно и не имеют доступа к полной отчетности, если таковая существует в природе. В результате даже Конгресс не имеет стереоскопического представления о характере и полноте осуществляемых операций. А внешнеполитическое ведомство и ЦРУ и вовсе оказались не у дел.
ОССО принимают решение о проведении специальных операций с применением вооруженной силы на территории иностранных государств даже без согласования с посольствами США в этих странах и руководителями станций (по-нашему – резидентами) ЦРУ. Американская общественность и вовсе не имеет никакого представления об этой деятельности, а одобрения законодательной власти не требуется даже формально. Управление ОССО полностью в руках четырех человек, один из которых – президент – тоже формально ни при чем.
Эта ситуация полностью устраивает президента Обаму, который, в отличие от своего предшественника, не любитель проведения массированных вторжений и масштабных войсковых операций. Учитывая, однако, что численность ОССО доходит до 67 тысяч военнослужащих, можно смело утверждать, что США практически перманентно находятся в состоянии необъявленной войны со всем миром. По подсчету американских же экспертов, ОССО способны одновременно проводить специальные операции в 70 странах. Кроме того, они постоянно проводят тренинги с дружественными формированиями и зарубежными силами, готовят таких же специалистов, в том числе и в частном порядке. Избежать публичности при этом крайне трудно, но в случае огласки подчеркивается, что обучение и тренировки неамериканских граждан проводятся исключительно «в целях обеспечения безопасности США».
Расширение «номенклатуры» специальных операций усугубило конфликт Пентагона и ЦРУ, поскольку классическая разведка оказалась просто выброшенной за борт. Деятельность ЦРУ была признана неэффективной, что повлекло за собой изменение и политического вектора. В последнее время в прошлое ушло формирование внутренних оппозиций в странах с неугодными режимами с помощью поиска диссидентов, работы с интеллигенцией и формирования «пятой колонны». Традиционные методы ЦРУ стали вызывать усмешку как нечто не соответствующее роли США в мире, а представители ОССО откровенно игнорируют собственные же официальные представительства за рубежом.
Бывший вице-президент США Дик Чейни назвал ОССО «молчаливыми профессионалами», той силой, которая «построит будущее для США». То есть, иными словами, обеспечение национальной безопасности США теперь полностью передано в ведение целой армии профессиональных убийц, неподконтрольных никаким положениям международного права или международным же трибуналам, в деятельности которых США демонстративно не участвуют.
Смещение вектора в сторону военной силы, особенно в сторону частей специального назначения, не может не сказаться и на общем политическом климате. Какой бы критике ни подвергались ЦРУ и Госдеп, там все-таки есть значительная прослойка профессионалов старой закалки, примерно представляющих себе, как устроен мир. У выходцев же из специальных сил нет не то что таких знаний, а просто элементарного представления о добре и зле. Черно-белое восприятие мира идеально подходит для проведения любых силовых операций, лишь бы они были освящены приказом вице-президента. А безнаказанность порождает и крайне жесткие методы проведения операций.
Методы психологического отбора приводят к тому, что даже в ЦРУ в последние десятилетия преобладали «романтики с большой дороги», искренне убежденные в мессианском характере своей деятельности. В спецназе же к этому мессианству добавляется и специфическая манера поведения в духе техасского шерифа. Это мило выглядит на экране, но при столкновении с этим «в быту» очень хочется перекреститься на автомат Калашникова.
Годичного десятимиллиардного финансирования за глаза хватает на то, чтобы поддерживать эффективность сил ОССО, не спрашивая разрешения Конгресса и не будоража общественность. Не нужно даже делать публичных заявлений или демаршей. Конечно, такая схема не работает в отношениях с Россией или Китаем, но замечательно может быть использована в локальных конфликтах, в которых затронуты интересы России или Китая. В такой обстановке ссылки на «международное право» со стороны президента Обамы выглядят как шутки ведущего вечернего телешоу. Какое международное право? Забудьте. Оно распущено по распоряжению министра обороны Соединенных Штатов. Давно уже все дозволено. Не надо стесняться.