Ему недавно исполнилось 86 лет. Он был одним из самых обласканных и успешных режиссёров ХХ века, главные драмы которого он либо пережил сам, либо воплотил на экране. Он был одним из очень немногих восточноевропейских кинематографистов, вошедших в высший голливудский эшелон. Причиной этого была прежде всего его умение рассказывать истории, абсолютная универсальность и внятность его почерка. Нежный мягкий юмор или зубастая сатира, пронизывавшие его ранние чешские картины "Любовные похождения блондинки" и "Бал пожарников", с одной стороны, определили полную невозможность его дальнейшей работы при социалистическом режиме (его работы были слишком свободными и провокационными), с другой стороны, проложили ему дорогу в Голливуд, где он и состоялся как режиссёр.
Уже второй фильм, снятый им в эмиграции, "Полет над гнездом кукушки", стал его главным шедевром. Притча о свободе и плате за неё, конечно, не получилась бы такой пронзительной, если бы у режиссёра из соцстраны не было личного опыта ее подавления. Пять "Оскаров", присуждённых этой картине (в том числе, за лучшую режиссуру) означали для Формана в том числе полную свободу выбора. Он выбрал экранизацию протестного бродвейского мюзикла "Волосы". А через несколько лет он уже снимал в своей любимой Праге шикарный исторический блокбастер "Амадей".
Опыт травли талантливых, неординарных людей при социализме вновь сослужил неоценимую службу при создании этой идеальной исторической драмы, удостоенной уже 8 "Оскаров". В целом, той же самой теме был посвящён и его последний имевший шумный успех фильм, "Народ против Ларри Флинта": издатель порножурналов Флинт стал для Формана ещё одной метафорой свободы, которая может сколько угодно бесить и раздражать, но без которой нет жизни.
Милош Форман: Я прославился в Голливуде потому, что мне некуда было деваться
Выдающийся чешский режиссер дал эксклюзивное интервью «КП» на Карловарском фестивале
… – Так вы из Москвы? – спрашивает режиссер, ни на секунду не прекращая жевать жвачку. Услышав утвердительный ответ, качает головой: – Русские снова вернулись!
Нет, пан Форман не имеет ничего против традиционного избытка русских отдыхающих в Карловых Варах. Но до сих пор не может забыть о вводе советских войск в Чехословакию, в 1968 году разгромивших чешскую «бархатную революцию», после чего он эмигрировал в США. Но развивать «русскую тему» Форман отказывается, сославшись на то, что «ничего не знает о политике». Он вынимает дорогую и очень буржуазную сигару и спрашивает, не буду ли я возражать, если он закурит. Как можно возразить классику?
– Во многих местах в Америке сейчас даже на улице запрещают курить, – сокрушается он.
– Снова притесняют, как при коммунистическом режиме?
– Да! Хотя в Америке это делают под видом заботы о моем и вашем здоровье. В годы социализма притесняли совсем по другим поводам.
«Я не знал своих сыновей»
– Когда вы перебрались в Голливуд, что поразило вас там больше всего?
– Кино везде делают одинаково. В Чехословакии всегда были отменные профессионалы во всех областях кинопроизводства. Поэтому особой разницы я не заметил.
– Вы едва ли не единственный европейский режиссер, которому удалось реально завоевать Голливуд. Ваши фильмы осыпаны «Оскарами».
– Почему, Роману Поланскому тоже это удалось… Я скажу вам, почему у нас это получилось, а у других нет. Мы оба из соцлагеря, он из Польши, я из Чехословакии. Возвращаться нам было некуда, вот и пришлось адаптироваться. В отличие от режиссеров из благополучных демократических стран. Такие знаменитости, как Ален Рене или Аньес Варда тоже искали счастья в Голливуде. Но европейцу там очень непросто. И когда их проекты не срастались за полгода, они спокойно уезжали к себе во Францию. А нам некуда было возвращаться. Вот и весь секрет.
– Тема едва ли не всех ваших картин – личность против всего остального мира. Все ваши герои от Николсона в «Кукушке» до Ларри Флинта сражаются против системы.
– Вся история человечества – это история этой борьбы. Мы создаем общественные системы с целью облегчить нам жизнь. По идее, они должны нас обслуживать, за что мы и платим налоги. На практике все наоборот. Система начинает вести себя так, как будто у нее есть право нами повелевать. Как будто бы это она платят нам, чтобы мы вели себя так, как это ей нужно. Это вечный конфликт, на котором всегда держались драматические произведения.
– Ваш последний фильм вы снимали вместе с сыновьями Петром и Матеем. Собираетесь еще работать вместе?
– С удовольствием, но конкретного проекта пока нет. Я был очень счастлив на съемках, поскольку до сих пор практически не знал своих сыновей. Когда я эмигрировал, они пешком под стол ходили. Долгие годы я был лишен возможности их видеть, потом мы общались по нескольку дней в году. Как единая семья мы никогда не жили до сего времени. Это была для меня большая награда.
– Какое место вы называете домом?
– Дом в штате Коннектикут, где родились другие мои сыновья-близнецы.
– Вы ощущаете себя гражданином мира? Чехом, европейцем, американцем?
– Это зависит от того, где я нахожусь. Здесь и сейчас я чувствую себя чехом.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Милош Форман родился в в чешском городке Чаславе в 1932 году. Закончил Пражскую киноакадемию в 1955 году. Был одним из застрельщиков чешской «новой волны», чьи снятые в Чехословакии фильмы «Черный Петр», «Бал пожарных», «Любовные похождения блондинки» лучше всех выразили дух «оттепели». В 1969 году эмигрировал в США, где стал одним из ведущих мастеров «нового Голливуда». Снятый им в 1975 году «Полет над гнездом кукушки» удостоен пяти «Оскаров», «Амадей» – восьми.
5 лучших фильмов Формана:
«Любовные похождения блондинки»
«Полет над гнездом кукушки»
«Амадей»
«Регтайм»
«Народ против Лари Флинта»